Mail.Ru покупает долю в "Учи.Ру" довольно выгодно
На мой взгляд, аудитория проекта для Mail.Ru гораздо важнее, чем его финансовые показатели. Mail.Ru нужна младшая аудитория, у компании не было для неё проектов. Mail.Ru не создала своих TikTok, Like или Roblox, и уже не сможет их купить. Новые поколения не пойдут общаться в Facebook, но они не пойдут и в "Одноклассники", да и в VK - вряд ли.
В случае Facebook, хотя Цукерберг уже не увидит маленьких россиян в своей социальной сети, он доберётся до них через WhatsApp, поскольку через него они получают школьные расписания и “домашки” от родителей, и Instagram. Поэтому компании придётся приобретать доступ к этой аудитории, а приобретала она, в прошлом, довольно удачно (вспомним, что VK, "Одноклассники" и весь игровой сегмент - это приобретённые проекты). "Учи.Ру" - канал доступа Mail.Ru к этой аудитории.Для российского эдтеха важна, конечно, оценка проекта. Mail.Ru приобретает 25% за 3,75 млрд руб. Выручка компании по прогнозам составит 3 млрд руб. Отсюда мы выводим мультипликатор к продажам P/S, который оказывается равен 5. Это важно и полезно, поскольку информации по сделкам в секторе нет. Без этой информации можно было бы предположить, что мультипликатор составляет около 9 - это типичная величина для озвучиваемых сделок с онлайн-стартапами. Причём весьма вероятно, что эта последняя величина завышена.
Летом мы составили рейтинг крупнейших публичных компаний сферы онлайн-образования. Сейчас первые две три строчки рейтинга занимают китайские компании. Это TAL Education Group (TAL) с капитализацией $41,5 млрд и GSX Techedu Inc. (GSX) - $15,0 млрд. Капитализация публичных американских и европейских компаний сферы онлайн-образования не превышает десяти миллиардов долларов. На третьем месте - американская Chegg Inc. (CHGG с капитализацией $10,2 млрд.
Остальные американские и европейские компании сферы онлайн-образования стоят в разы меньше. По-видимому, стоимость определяется размером национального рынка. Основную выручку приносят сейчас сегменты дополнительного, среднего, начального и дошкольного образования, но не высшего. Но китайцы не будут покупать такие услуги в США, они нужны им на местном рынке. Поэтому капитализация компаний отражает объем потенциальной потребительской базы в регионе.
Мультипликатор P/S у Chegg составляет 16,6, у TAL - 12,1, у GSX - 17,2. Крупные публичные компании индустрии онлайн-образования - относительно дорогие, вне зависимости от того, американские они или китайские. Если сравнивать с ними, то даже при всех поправках, которые тут можно выдумать, Mail.Ru покупает долю в "Учи.Ру" довольно выгодно. Впрочем, мы и раньше говорили, что у холдинга - долгий и успешный инвестиционный опыт.
Свежие комментарии