Перспектива повышения налогов в США может оказаться ближе, чем представлялось ранее
Действительно, в нескольких СМИ появилась информация, что советники Байдена готовятся представить ему на этой неделе предложения по долгосрочному плану развития американской экономики в соответствии с положениями его предвыборной программы. Основные приоритеты - развитие инфраструктуры, вопросы изменения климата (по информации источников Bloomberg, на "зеленую" энергетику может быть направлено $400 млрд), образование, создание рабочих мест. Оценки стоимости плана называют в размере $2-4 трлн.
Напомним, что за последний год в США уже были приняты беспрецедентные меры бюджетной поддержки (среди наиболее крупных - CARES Act на $2,2 трлн, принятый весной 2020 г., пакет на $900 млрд, принятый в декабре прошлого года и подписанный Байденом в этом месяце план спасения американской экономики на $1,9 трлн). Fitch Rating, оценивая эффект от только что принятого пакета мер поддержки на $1,9 трлн, полагает, что бюджетный дефицит США в 2021 г. останется вблизи уровня 2020 г. (около 15% ВВП), а госдолг/ВВП достигнет в этом году 127% ВВП, и в 2023 г. -130% ВВП.
Однако предполагается два существенных отличия будущего плана от прежних. Во-первых, он будет нацелен уже не на экстренные антикризисные меры для преодоления последствий пандемии, а на решение стратегических задач, обеспечивающих в перспективе более высокую эффективность американской экономики, сокращение экономического неравенства и социальной напряженности. Во-вторых, он должен финансироваться не просто за счет наращивания госдолга, но и за счет повышения налогов - как корпоративных, так и личных для наиболее состоятельных граждан. Причем, речь может идти о наиболее значимом с 90-х годов повышении налогов и частичном отказе от налоговой реформы Трампа.
Среди налоговых новаций в предвыборной программе Байдена были: повышение максимальной планки подоходного налога с 37% до 39,6% (уровень до налоговой реформы Трампа), повышение ставки корпоративного налога на прибыль с 21% до 28% (до налоговой реформы Трампа - 35%), налогообложение дохода от прироста капитала для доходов свыше $1 млн в год по общим ставкам подоходного налога (сейчас действует льготная ставка 23,8%), дополнительные социальные взносы (Social Security Tax) для зарплат свыше $400 тыс. в год, снижение порога налогообложения для недвижимости (с $11,58 млн - на 50%).
План находится лишь в процессе предварительных обсуждений, что будет предложено советниками и одобрено Белым домом - пока неизвестно. Скорее всего, предложения по резкому увеличению налогов вызовут, как обычно, серьезное сопротивление со стороны республиканцев. С учетом большинства демократов в Палате представителей и маржинального преимущества в Сенате (при голосовании 50:50 решающим будет голос вице-президента К. Харрис), многое будет зависеть от процедуры - если законопроект может быть принят простым большинством в Сенате, у демократов будет возможность его провести, если потребуется 60% - это будет сложнее.
В целом, если американская экономика действительно будет быстро восстанавливаться в этом году, как полагает большинство новых прогнозов (рост ВВП на уровне около 6%), перспектива повышения налогов может оказаться ближе, чем представлялось ранее. Краткосрочно это, скорее, негативный фактор для рынков - повышение ставки корпоративного налога с 21% до 28% может привести к более низким темпам роста прибылей американских компаний, чем сейчас ожидает рынок, и оказать давление на цены акций. Кроме того, повышение налогов может затормозить экономический рост в будущем году. Если повышение налогов будет недостаточным для финансирования расходов - это еще увеличит бюджетный дефицит и госдолг США. Однако долгосрочные эффекты - ускоренная модернизация американской экономики, создание новых рабочих мест и поддержка передовых технологий - скорее, могут быть оценены позитивно.
Свежие комментарии