"Сбербанк" вряд ли сможет быстро заработать на развитии экосистемы из-за желания контролировать партнеров
Начав выстраивать экосистему три года назад, "Сбер" вложил в покупку и развитие 50 нефинансовых компаний около $2 миллиардов. Госбанк получил под свое крыло десятки небольших бизнесов, чья компетенция простирается далеко за пределы финансовых сервисов: от доставки еды до музыкального стриминга.
Новая стратегия "Сбера" на 2021-2023 годы сводится к развитию нефинансового бизнеса. Для банка это означает пока что в основном расходы: в ближайшие три года "Сбер" потратит на это еще 4% капитала, что эквивалентно 200 миллиардам рублей, исходя из его текущих показателей.
Большая часть этих средств будет направлена на развитие электронной коммерции. В планах "Сбербанка" - войти в тройку лидеров этого рынка, доведя оборот своих сервисов до 500 миллиардов рублей в год.
Непартнерская организация
До сих пор "Сбербанк" не смог стабильно закрепиться на этом рынке из-за жесткой переговорной позиции, сказали Рейтер источники, участвовавшие в переговорах как со стороны банка, так и потенциальных партнеров.
В 2017 году "Сбербанк" пытался сделать совместное предприятие с Alibaba Group: стороны вели переговоры о создании российской компании, однако так и не смогли поделить контроль и договориться об ограничении конкуренции. Было более 20 пунктов разногласий, вспоминает источник, принимавший участие в переговорах с китайцами.Затем у "Сбербанка" был опыт стратегического партнерства с "Яндексом", которое продлилось два года, но закончилось разделом активов: "Сбербанк" лишился прямого выхода на рынок e-commerce. "Яндекс.Маркет", один из крупнейших игроков этого рынка, был выкуплен интернет-компанией, и больше не входит в экосистему "Сбербанка".
"Сбербанк" также вел переговоры о покупке крупной миноритарной доли второго по величине в России интернет-магазина Ozon, но сделка сорвалась из-за разногласий об управлении и контроле над компанией, сказали источники, близкие к обеим сторонам. Вместо этого Ozon в ноябре привлек почти $1 миллиард через IPO, что стало крупнейшим публичным размещением акций российской компании с 2017 года.
Госбанк дважды договаривался с потенциальными партнерами, но до реализации проекты не дошли, признавал на ноябрьском Дне инвестора первый зампред "Сбербанка" Лев Хасис.
Партнерство с Mail.ru Group, которое включает в себя доставку еды, сервис такси и другие активы, также в определенный момент оказалось под угрозой из-за вопросов контроля, сказали Рейтер четыре источника.
Хасис говорил во время Дня инвестора 2020, что взаимопонимание между банком и группой высокое, поскольку в отличие от "Яндекса" у "Сбера" есть доля в капитале.
"В Mail.ru "Сбер" является совладельцем контрольного пакета акций. Контрольного с точки зрения управления, мы активно участвуем в выработке стратегии Mail.ru, принятии всех решений, которые влияют на траекторию дальнейшего развития Mail.ru", - говорил он.
Представители Alibaba и Ozon отказались от комментариев. В пресс-службе Mail.ru ответили, что со Сбербанком выстраиваются две самостоятельные экосистемы, которые могут конкурировать в некоторых нишах, однако это не противоречит совместному паритетному развитию активов вокруг фудтеха и транспорта.
Пресс-служба Сбербанка ответила на запрос Рейтер: "наш главный вывод - все что ни делается - к лучшему", однако не уточнила, что именно они оценивают столь позитивно.
Сам себе лидер рынка
"Расти будем в основном сами, но в том числе недостающие элементы будем докупать", - говорил на Дне инвестора "Сбера" его глава Герман Греф, отвечая на вопрос, как именно госбанк будет наращивать долю на рынке электронной коммерции.
Вместе с Хасисом они недвусмысленно дали рынку понять, что партнерство со "Сбербанком" может быть только в случае передачи ему контроля над управлением.
"Сбербанк" не смог достичь целей стратегии по созданию лидирующего игрока в сфере электронной коммерции, но извлек уроки для достижения их в будущем. "Мы переосмыслили формат партнерств", - говорил Хасис на Дне инвестора. - Теперь, осуществляя наши стратегические инвестиции, мы предполагаем либо контроль в компаниях с нашим участием, либо ясный и понятный путь к контролю и готовы не иметь контроль только в том случае, если сервисы такой компании безусловно, явно и глубоко интегрируются с нашей экосистемой".
Экосистемы сильно конкурируют между собой, и удерживать партнерство двух экосистем непросто, говорил Греф на пресс-конференции после презентации новой стратегии.
"Вывод, который мы сделали по результатам разных партнерств, состоит в том, что нам нужно стараться сохранять контроль в важных для нас бизнесах. Что касается Mail.Ru - у нас есть пересечение интересов, но мы успешно справляемся с ситуацией, и я не вижу, что в будущем мы столкнемся с непреодолимыми препятствиями. Как все сложится в будущем, никто сейчас не сможет сказать. Но пока мы удовлетворены тем, что мы имеем, и как мы строим наши отношения."
По словам Хасиса, сейчас "Сбербанк" не обсуждает крупные M&A в сфере e-commerce, предпочитая органическое развитие и точечные покупки.
На прошлой неделе "Сбербанк" заключил стратегическое партнерство с компанией Merlion, однако входить в капитал компании госбанк пока не планирует. "Это именно партнерство",- сказали Рейтер два источника, близких к набсовету "Сбербанка".
"Мы не умеем работать в партнерстве, просто сжираем компании, - сказал один из менеджеров Сбербанка. - Такая тактика снижает мотивацию развивать бизнес у второй стороны".
Слишком прибыльный банк
Госбанк не рассчитывает на значительный рост прибыли от своих вложений в ближайшие три года. В материалах к стратегии говорится, что прибыль, сопоставимую с банковской, Сбер получит не раньше 2030 года. На нее будет приходиться около 60% валовой прибыли всей группы: сейчас эта доля не превышает 1% и к концу 2023 года ожидается на уровне 5%.
"Поскольку конкуренция со стороны финансовых технологий и электронной коммерции будет расти, мы согласны с руководством (Сбера) в том, что гонка в электронной коммерции будет становиться все более важной, но потребуется время, чтобы это отразилось на цене акций," - написали в недавнем обзоре аналитики "ВТБ Капитала".
Текущую выручку компаний экосистемы банк не раскрывает, осторожно указав на Дне инвестора лишь то, что ожидает положительную EBITDA в 2023 году у своих главных небанковских активов.
Аналитики UBS оказались более оптимистичны: они прогнозируют выручку нефинансового бизнеса всей группы на уровне 570 миллиардов рублей в 2023 году (соответствует таргету топ-менеджмента в 5% - доля в валовой прибыли, в 2020 году топ-менеджмент ждет выручки в 70 миллиардов - Рейтер), однако на безубыточность, по их мнению, экосистема выйдет не раньше 2024 года в зависимости от уровня расходов.
Кроме того, UBS повысил прогнозную стоимость нефинансовых активов "Сбербанка" до 594 миллиардов рублей с 133 миллиардов рублей. Они считают, что ключевым драйвером роста выручки должен стать именно сегмент e-commerce, который пока наименее развит в экосистеме банка.
По оценке UBS, в среднесрочной перспективе стоимость нефинансового бизнеса "Сбербанка" может составить 1,1 триллион рублей, однако инвестбанк не уточняет, в какой срок ждет фактического удвоения капитализации этого сегмента.
Сама по себе монетизация нефинансового бизнеса "Сбербанка" пока остается неясной, считают аналитики "Альфа-банка": сейчас экосистема выглядит скорее как механизм привлечения и удержания клиентов.
"В банке намекнули на увеличение дивидендных выплат в случае наличия избыточного капитала, - говорилось в недавнем обзоре "Альфа-банка". - Однако мы думаем, что этого может быть трудно достичь, если в экосистему будет инвестировано около 200 миллиардов рублей, а общая достаточность капитала составляет 14-14,2% - так как это ниже уровня 16%, который считается комфортным для управления".
(Татьяна Воронова. При участии Надежды Цыденовой; Редакторы Екатерина Голубкова и Оксана Кобзева)
Свежие комментарии