На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Finam

3 764 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Козлов
    Вывод - значит в США всё не так уж всё плохо, как нам пытаются представить.Лучше ожиданий. В...
  • Лариса Поплавская
    Эта статья говорит о бессилии  Росии, что-либо сделать в сложившейся ситуации. На нас наплевали растерли.  Они видите...В ближайшее время...
  • петр кузнецов
    опять с протянутой рукой,может надо начинать думать как самим решать вопросы с оплатой дело то долгое....Россия призвала З...

"Сбербанк" вряд ли сможет быстро заработать на развитии экосистемы из-за желания контролировать партнеров

"Сбербанк" вряд ли сможет быстро заработать на развитии экосистемы из-за желания контролировать партнеров

A man walks past an office of the Russian largest lender Sberbank in Moscow, Russia December 24, 2020. The logos of Sberbank ecosystem companies, which launched campaigns and new market, delivery, taxi and online cinema services, are displayed on an office window. Picture taken December 24, 2020. REUTERS/Maxim Shemetov
A man walks past an office of the Russian largest lender Sberbank in Moscow, Russia December 24, 2020. The logos of Sberbank ecosystem companies, which launched campaigns and new market, delivery, taxi and online cinema services, are displayed on an office window.
Picture taken December 24, 2020. REUTERS/Maxim Shemetov
(Рейтер) - Российский "Сбербанк" намерен стать полноценной экосистемой в ближайшие три года, однако быстрой отдаче инвестиций мешает жесткая переговорная позиция по совместным предприятиям, требуя от банка дополнительных затрат и времени на развитие e-commerce собственными силами, говорят источники и аналитики.

Начав выстраивать экосистему три года назад, "Сбер" вложил в покупку и развитие 50 нефинансовых компаний около $2 миллиардов. Госбанк получил под свое крыло десятки небольших бизнесов, чья компетенция простирается далеко за пределы финансовых сервисов: от доставки еды до музыкального стриминга.

Новая стратегия "Сбера" на 2021-2023 годы сводится к развитию нефинансового бизнеса. Для банка это означает пока что в основном расходы: в ближайшие три года "Сбер" потратит на это еще 4% капитала, что эквивалентно 200 миллиардам рублей, исходя из его текущих показателей.

Большая часть этих средств будет направлена на развитие электронной коммерции. В планах "Сбербанка" - войти в тройку лидеров этого рынка, доведя оборот своих сервисов до 500 миллиардов рублей в год.

Непартнерская организация

До сих пор "Сбербанк" не смог стабильно закрепиться на этом рынке из-за жесткой переговорной позиции, сказали Рейтер источники, участвовавшие в переговорах как со стороны банка, так и потенциальных партнеров.

В 2017 году "Сбербанк" пытался сделать совместное предприятие с Alibaba Group: стороны вели переговоры о создании российской компании, однако так и не смогли поделить контроль и договориться об ограничении конкуренции. Было более 20 пунктов разногласий, вспоминает источник, принимавший участие в переговорах с китайцами.

Затем у "Сбербанка" был опыт стратегического партнерства с "Яндексом", которое продлилось два года, но закончилось разделом активов: "Сбербанк" лишился прямого выхода на рынок e-commerce. "Яндекс.Маркет", один из крупнейших игроков этого рынка, был выкуплен интернет-компанией, и больше не входит в экосистему "Сбербанка".

"Сбербанк" также вел переговоры о покупке крупной миноритарной доли второго по величине в России интернет-магазина Ozon, но сделка сорвалась из-за разногласий об управлении и контроле над компанией, сказали источники, близкие к обеим сторонам. Вместо этого Ozon в ноябре привлек почти $1 миллиард через IPO, что стало крупнейшим публичным размещением акций российской компании с 2017 года.

Госбанк дважды договаривался с потенциальными партнерами, но до реализации проекты не дошли, признавал на ноябрьском Дне инвестора первый зампред "Сбербанка" Лев Хасис.

Партнерство с Mail.ru Group, которое включает в себя доставку еды, сервис такси и другие активы, также в определенный момент оказалось под угрозой из-за вопросов контроля, сказали Рейтер четыре источника.

Хасис говорил во время Дня инвестора 2020, что взаимопонимание между банком и группой высокое, поскольку в отличие от "Яндекса" у "Сбера" есть доля в капитале.

"В Mail.ru "Сбер" является совладельцем контрольного пакета акций. Контрольного с точки зрения управления, мы активно участвуем в выработке стратегии Mail.ru, принятии всех решений, которые влияют на траекторию дальнейшего развития Mail.ru", - говорил он.

Представители Alibaba и Ozon отказались от комментариев. В пресс-службе Mail.ru ответили, что со Сбербанком выстраиваются две самостоятельные экосистемы, которые могут конкурировать в некоторых нишах, однако это не противоречит совместному паритетному развитию активов вокруг фудтеха и транспорта.

Пресс-служба Сбербанка ответила на запрос Рейтер: "наш главный вывод - все что ни делается - к лучшему", однако не уточнила, что именно они оценивают столь позитивно.

Сам себе лидер рынка

"Расти будем в основном сами, но в том числе недостающие элементы будем докупать", - говорил на Дне инвестора "Сбера" его глава Герман Греф, отвечая на вопрос, как именно госбанк будет наращивать долю на рынке электронной коммерции.

Вместе с Хасисом они недвусмысленно дали рынку понять, что партнерство со "Сбербанком" может быть только в случае передачи ему контроля над управлением.

"Сбербанк" не смог достичь целей стратегии по созданию лидирующего игрока в сфере электронной коммерции, но извлек уроки для достижения их в будущем. "Мы переосмыслили формат партнерств", - говорил Хасис на Дне инвестора. - Теперь, осуществляя наши стратегические инвестиции, мы предполагаем либо контроль в компаниях с нашим участием, либо ясный и понятный путь к контролю и готовы не иметь контроль только в том случае, если сервисы такой компании безусловно, явно и глубоко интегрируются с нашей экосистемой".

Экосистемы сильно конкурируют между собой, и удерживать партнерство двух экосистем непросто, говорил Греф на пресс-конференции после презентации новой стратегии.

"Вывод, который мы сделали по результатам разных партнерств, состоит в том, что нам нужно стараться сохранять контроль в важных для нас бизнесах. Что касается Mail.Ru - у нас есть пересечение интересов, но мы успешно справляемся с ситуацией, и я не вижу, что в будущем мы столкнемся с непреодолимыми препятствиями. Как все сложится в будущем, никто сейчас не сможет сказать. Но пока мы удовлетворены тем, что мы имеем, и как мы строим наши отношения."

По словам Хасиса, сейчас "Сбербанк" не обсуждает крупные M&A в сфере e-commerce, предпочитая органическое развитие и точечные покупки.

На прошлой неделе "Сбербанк" заключил стратегическое партнерство с компанией Merlion, однако входить в капитал компании госбанк пока не планирует. "Это именно партнерство",- сказали Рейтер два источника, близких к набсовету "Сбербанка".

"Мы не умеем работать в партнерстве, просто сжираем компании, - сказал один из менеджеров Сбербанка. - Такая тактика снижает мотивацию развивать бизнес у второй стороны".

Слишком прибыльный банк

Госбанк не рассчитывает на значительный рост прибыли от своих вложений в ближайшие три года. В материалах к стратегии говорится, что прибыль, сопоставимую с банковской, Сбер получит не раньше 2030 года. На нее будет приходиться около 60% валовой прибыли всей группы: сейчас эта доля не превышает 1% и к концу 2023 года ожидается на уровне 5%.

"Поскольку конкуренция со стороны финансовых технологий и электронной коммерции будет расти, мы согласны с руководством (Сбера) в том, что гонка в электронной коммерции будет становиться все более важной, но потребуется время, чтобы это отразилось на цене акций," - написали в недавнем обзоре аналитики "ВТБ Капитала".

Текущую выручку компаний экосистемы банк не раскрывает, осторожно указав на Дне инвестора лишь то, что ожидает положительную EBITDA в 2023 году у своих главных небанковских активов.

Аналитики UBS оказались более оптимистичны: они прогнозируют выручку нефинансового бизнеса всей группы на уровне 570 миллиардов рублей в 2023 году (соответствует таргету топ-менеджмента в 5% - доля в валовой прибыли, в 2020 году топ-менеджмент ждет выручки в 70 миллиардов - Рейтер), однако на безубыточность, по их мнению, экосистема выйдет не раньше 2024 года в зависимости от уровня расходов.

Кроме того, UBS повысил прогнозную стоимость нефинансовых активов "Сбербанка" до 594 миллиардов рублей с 133 миллиардов рублей. Они считают, что ключевым драйвером роста выручки должен стать именно сегмент e-commerce, который пока наименее развит в экосистеме банка.

По оценке UBS, в среднесрочной перспективе стоимость нефинансового бизнеса "Сбербанка" может составить 1,1 триллион рублей, однако инвестбанк не уточняет, в какой срок ждет фактического удвоения капитализации этого сегмента.

Сама по себе монетизация нефинансового бизнеса "Сбербанка" пока остается неясной, считают аналитики "Альфа-банка": сейчас экосистема выглядит скорее как механизм привлечения и удержания клиентов.

"В банке намекнули на увеличение дивидендных выплат в случае наличия избыточного капитала, - говорилось в недавнем обзоре "Альфа-банка". - Однако мы думаем, что этого может быть трудно достичь, если в экосистему будет инвестировано около 200 миллиардов рублей, а общая достаточность капитала составляет 14-14,2% - так как это ниже уровня 16%, который считается комфортным для управления".

(Татьяна Воронова. При участии Надежды Цыденовой; Редакторы Екатерина Голубкова и Оксана Кобзева)

 

Ссылка на первоисточник
наверх