Цифровое настоящее. Как пандемия заставила мир уйти в онлайн?
До 2020 года глобальные онлайн рынки работы, обучения, продаж и прочего только развивались. Пандемия коронавируса стала мощным толчком для перехода мировой экономики на цифровые рельсы. В сети даже появились теории заговора, якобы прошлогодние локдауны страны ввели, чтобы "оцифровать" экономику и перевести многие экономические и социальные процессы в онлайн формат.
Finam.Ru рассказывает, как цифровизация влияет на экономику в 2021 году.
Электронные документы в России
Российские власти ещё до пандемии задумались о том, как упростить документооборот и сделать его более современным. Так, с 2021 года российские компании перешли на электронные трудовые книжки. Работникам дали возможность выбирать: продолжать ведение бумажной трудовой книжки или перевести ее в электронный формат. При этом сотрудникам, которые впервые выходят на работу в 2021 году, бумажные трудовые заводить не будут, только электронные.
17 июля 2019 года вице-премьер Максим Акимов продемонстрировал цифровой паспортВ среду, 18 августа, стало известно, что Минцифры планирует до конца 2021 года принять решение о замене бумажных паспортов граждан РФ на смарт-карты и цифровые версии паспортов. Однако в ведомстве подчеркнули, что замена паспорта на смарт-карту не будет обязательной, - граждане смогут решать, менять ли привычный бумажный документ на "умную" карту.
"Удаленка" и дистанционное обучение
Во время пандемии бизнесу и людям пришлось пересмотреть привычный режим работы и вынужденно уйти на "удаленку". И если возможность работать удаленно многие работники восприняли, как привилегию и удобный способ совмещать работу и личную жизнь, то с онлайн-образованием все оказалось несколько сложнее. С одной стороны, глобальный рынок образовательных технологий (EdTech) существенно вырос, а с другой - учиться дистанционно оказалось сложнее для многих школьников и студентов, и их стали массово возвращать к традиционному обучению.
По данным американской консалтинговой компании Grand View Research, в 2020 году мировой рынок EdTech оценивался в $89,49 млрд, а с 2021 по 2028 годе ожидается, что он будет ежегодно расти в среднем на 19,9%.
Согласно исследованию компании Smart Ranking, которое приводит РБК, суммарная выручка топ-80 российских компаний рынка EdTech только в первом квартале 2021 года составила более 11 млрд рублей. За год их выручка выросла почти в два раза, в первом квартале 2020-го она составляла 5,8 млрд рублей. В целом российская индустрия EdTech, по мнению экспертов, может вырасти на 20-25% в 2021 году.
Американское медиа NBC News провело исследование, в котором приняли участие более 10 тыс. Школьников. Опрос показал, что на дистанционном обучении ученики быстрее устают и чаще испытывают стресс, а также вынуждены делать больше домашней работы. В США многие родители выступили против "удаленки", а президент Джо Байден заявил о необходимости вернуть школы к привычному режиму работы.
В России День знаний 1 сентября пройдет в обычном очном режиме. Однако согласно приказу министерства просвещения РФ, при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации занятия могут вновь перевести в дистанционный формат.
С удаленными работниками другая история. Согласно исследованию Boston Consulting Globe, 83% россиян хотели бы работать удаленно, но могут это себе позволить только 38%. В июле 2021 года, по данным опроса "Работа.ру", только 11% россиян осталось работать в удаленном формате, еще 6% - совмещали офисную и удаленную работу.
Всего в мире, по данным Owl Labs, полностью удаленно работают только 16%, а 62% время от времени трудятся дистанционно.
Электронная коммерция завоевывает мир
В пандемию многие люди оценили удобство онлайн-покупок, когда можно заказать товар с доставкой за пару кликов. Это привело к расцвету сферы e-commerce.
Международное агентство eMarketer оценивало мировой рынок розничной торговли (офлайн и онлайн) в $26 трлн в 2020 году. При этом доля онлайн продаж составляет пока только 16,1% всего рынка. В 2023 году она вырастет до 22%.
В России доля онлайн-продаж, по оценке DataInsight, составила в 2020 году 8%, к 2025 году она, по прогнозам, увеличится до 26%.
Леонид Делицын, аналитик ФГ "ФИНАМ", отмечает, что в России с 1 января 2022 года предлагается разрешить онлайн-продажу и доставку алкоголя, что может повлиять на рост рынка электронной коммерции в стране.
"Мы ожидаем, что на рынке электронной коммерции будут доминировать гигантские маркетплейсы. Агентство eMarketer оценило глобальный рынок электронной коммерции в 2020 году в $3,9 трлн, а темпы прироста - в 16,5%. В оценку не включены сегменты онлайн-платежей, билетов и путешествий. К 2024 году объем рынка дорастет до $6,3 трлн - и это без онлайн-платежей, билетов и путешествий", - говорит эксперт.
Свежие комментарии