Китайский юань в зоне турбулентности
Китайский юань в зоне турбулентности. Валютные пары USD/CNY и CNY/RUB на текущий момент консолидируются вблизи уровней 7.20 и 8.50, соответственно. C начала текущего года падение юаня против доллара США превысило 13%, против рубля – составило 25%, что может дать повод усомниться в надежности юаня как резервной «дружественной» валюты.
Мы видим несколько корневых причин для ослабления юаня. Первая – циклическая слабость китайской экономики вследствие антиковидных мер и кризиса на ипотечном рынке в этом году. В период действия наиболее жестких ограничений во 2к’22 прирост ВВП Китая замедлился до +0.4% г/г после +4.8% г/г кварталом ранее. Заявленные ориентиры по экономическому росту на 2022 год были понижены до 3.2% г/г (с 5.5% г/г, рост в 2021 году 8.1% г/г).
Вторая – это непредвиденные шоки на пути структурных преобразований. Переход к новой экономической модели, ориентированной на внутренний спрос, привел к усилению борьбы с неравенством доходов и коррупцией. Одним из следствий стало ужесточение требований к ряду отраслей (преимущественно интернет-сервисов) и отток капитала из наиболее перспективных ИТ направлений. К данному обстоятельству добавился внешний фактор – ужесточение условий передачи полупроводников и американских технологий их изготовления.
Прямым следствием новых условий стал переход НБК к стимулирующей политике как в вопросе установления ориентиров процентных ставок, так и в наращивании объемов предоставления юаневой ликвидности на внутреннем денежном рынке. В результате при снижении ориентира среднесрочной процентной ставки MLF всего на 20 бп с начала 2022 года (до 2.
75% годовых) ориентиры кредитных ставок (LPR 1 год и 5 лет) снизились до 3.65% и 4.30% годовых (-15 бп и -35 бп, соответственно). Таким образом, помимо внутренних экономических проблем юань столкнулся с расхождением монетарных циклов в Китае и США (ставка Fed Funds повышена с начала года на 3 пп), способным ослабить стимулы для удержания инвестиционного капитала в Поднебесной.Мы полагаем, что валютный курс юаня может использоваться в качестве инструмента экономической политики в период турбулентности, однако скорость ослабления валюты может стать поводом для беспокойства Народного Банка Китая. Для обеспечения стабильности юаня у НБК есть ряд инструментов: (1) валютные интервенции, (2) изменение норматива обязательного резервирования для валютных депозитов, (3) правила валютного контроля. С 15 сентября норматив резервирования для валютных депозитов был снижен с 8% до 6%, создавая стимулы для удерживания валютной ликвидности на счетах. В остальном, однако, пока мы наблюдали лишь косвенные меры по сдерживанию ослабления юаня. Например, вчера по рекомендации НБК госбанки Китая перешли к «скрытым» интервенциям, получая доллары в сделках «своп» с последующей продажей иностранной валюты на спотовом рынке.
Волатильность юаня привела к масштабному пересмотру прогнозов по USD/CNY. Консенсус мнений западных фининститутов претерпел ухудшение за счет повышения до 7.10 на конец 2022 г и восстановления до 7.10-7.00-6.95-6.87 в 2023 г в поквартальной разбивке. В своих предпосылках мы исходим из того, что внешняя напряженность может привести к более сильной коррекции юаня до 7.25 в 2022 г, однако ожидаем плавный возврат к 6.90 к концу 2023 г.
Свежие комментарии