На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Finam

3 763 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Козлов
    Вывод - значит в США всё не так уж всё плохо, как нам пытаются представить.Лучше ожиданий. В...
  • Лариса Поплавская
    Эта статья говорит о бессилии  Росии, что-либо сделать в сложившейся ситуации. На нас наплевали растерли.  Они видите...В ближайшее время...
  • петр кузнецов
    опять с протянутой рукой,может надо начинать думать как самим решать вопросы с оплатой дело то долгое....Россия призвала З...

Пересмотр Росстатом оценки ВВП объясняется сильным улучшением прогноза инвестиций

Пересмотр Росстатом оценки ВВП объясняется сильным улучшением прогноза инвестиций

Пересмотр Росстатом оценки спада ВВП за 2К20 (с -8,5% г/г всего до 8,0% г/г) добавил правительству оснований для улучшения прогноза спада ВВП за 2020 до -3,9% г/г. При этом данные за 2кв20 иллюстрируют несколько интересных моментов.

Во-первых, несмотря на рост расходов федерального бюджета на 35% г/г в 2К20, выпуск продукции в бюджетных секторах снизился на 3% г/г, включая здравоохранение, где спад составил целых 8,5% г/г. Во-вторых, финансовый сектор был лидером роста (+6,1% г/г) благодаря масштабной реструктуризации банковских кредитов, прошлым инвестициям в ИТ и высокому уровню готовности сектора перейти на удаленную работу. В-третьих, снижение выпуска в секторе добычи полезных ископаемых на 12,8% г/г в 2К20 было более чем нейтрализовано смещением расходов населения из сегмента путешествий заграницу на расходы внутри страны.

Росстат улучшил оценку спада ВВП за 2К20 до -8,0% г/г, Минэкономразвития пересмотрел свой прогноз спада ВВП на 2020 до -3,9% г/г, что приблизило прогноз ведомства к нашему прогнозу (-3,0% г/г): Хотя предыдущая оценка спада ВВП Росстата на 8,5% г/г считалась позитивной в сравнении со странами-аналогами (см наш обзор Экономический рост РФ от 7 сентября), новая оценка Росстата указывает на снижение ВВП всего на -8,0% г/г. Это предполагает, что ВВП за 1П20 снизился всего на 3,4% г/г; с учетом этого, Минэкономразвития опубликовало обновленный прогноз спада ВВП в 2020, улучшив показатель с -4,8% г/г, согласно июньскому прогнозу, до -3,9% г/г.

Пересмотр прогноза ведомства объясняется,главным образом, сильным улучшением прогноза инвестиций, к оторые, по первоначальному прогнозу, должны были снизиться на 10,4% г/г, однако сейчас предусматривается их снижение всего на 6,6% г/г . Еще одно изменение связано с тем, что Минэкономразвития улучшило свой прогноз снижения реальных располагаемых доходов с -3,5% г/г до более оптимистичных -3,0% г/г, что отражает улучшение траектории реальных зарплат, которые, как ожидается сейчас, должны вырасти на 1,5% г/г против снижения на 3,6% г/г, согласно предыдущему прогнозу (см Рис 2). Мы подтверждаем свой прогноз спада ВВП на 3,0% г/г на этот год, однако ожидаем более сильного снижения реальных располагаемых доходов на 5% г/г по итогам 2020.

ВВП, инвестиции и оборот розничной торговли в 2020г., % г/г, прогнозы Минэкономразвития

Изображение

Реальные зарплаты, располагаемые доходы (% г/г) и безработица (%) в 2020г., прогнозы Минэкономразвития

Изображение

Источники: Минэкономразвития, Интерфакс, "Альфа-Банк"

Отраслевая структура спада сильно разошлась с нашими ожиданиями: Статистика Росстата позволяет сравнить ожидания от карантинных мер и их фактические последствия. Так, когда карантин только начался, мы ожидали, что он вызовет снижение ВВП на 20% г/г в первые, наиболее жесткие месяцы карантина; в своем прогнозе мы исходили из предпосылки, что выпуск в секторе гостиничного хозяйства снизится на 80% г/г, в розничной торговле и транспорте - на 60% г/г, в недвижимости - на 50% г/г, в строительстве - на 5%. Фактический же результат подтверждает, что наиболее сильно пострадал гостиничный сектор, но его спад составил 57% г/г; транспорт снизился на 19% г/г, что гораздо меньше наших ожиданий,а торговля снизилась только на 13% г/г, что также было лучше ожиданий (см Рис. 3). Как недвижимость, так и строительство показали низкую чувствительность к кризису, снизившись соответственно на 1,2% г/г и на 1,7% г/г в 2К20.

Выпуск в бюджетных секторах снизился на 3,0% г/г, несмотря на рост расходов федерального бюджета на 35% г/г в 2К20: Интересным наблюдением является то, что несмотря на значительный рост расходов федерального бюджета (+35% г/г за 2К20 или 1,4 трлн руб. дополнительных расходов), динамика бюджетного сектора была очень слабой. Совокупный выпуск в 4 бюджетных секторах (образовании, здравоохранении, секторов госбезопасности и госуправления) снизился на 3,0% г/г в 2К20, включая очень сильный спад в здравоохранении на 8,5% г/г. Это говорит о том, что несмотря на значительные дополнительные расходы, выделенные правительством, бюджетные сектора пострадали от карантинных мер очень сильно, а стимулирующие расходы были направлены в сектора, которые традиционного не считаются государственными (лучшем примером этому может служить результат строительного сектора, возможно поддержанный инфраструктурным строительством).

Лучшую динамику в 2К20 показал финансовый сектор, рост которого составил 6,1% г/г: Только три сектора в 2К20 смогли сохранить рост. Это сельское хозяйство (+0,4% г/г), финансовый сектор (+6,1% г/г) и госбезопасность (+2,6% г/г). Финансовый сектор не только опередил все другие сектора, но и продемонстрировал более сильную динамику в сравнении с 2К15, когда был пик спада в кризис 2014-2016, и в сравнении с 2К09, когда был пик спада в кризис 2009 (см Рис. 4). Мы объясняем столь позитивный результат сочетанием ряда факторов. Во-первых, за этим стоит решение правительства о широкомасштабной реструктуризации кредитов, что может объяснять столь высокую активность финансового сектора; во-вторых, это также может быть связано со значительными инвестициями в ИТ в предыдущие годы большим числом российских банков, в том числе и государственных; втретьих, в отличие от ряда других секторов, связанных с физическим трудом, финансовые компании, по всей видимости, оказались лучше подготовлены к переходу на удаленную работу.

Снижение выпуска в секторе добычи полезных ископаемых было нейтрализовано сокращением расходов населения на зарубежный отпуск: Важной частью российской картины роста в 2К20 стало решение России участвовать в сделке OPEC+, что привело к сокращению выпуска в секторе добычи полезных ископаемых на 12,8% г/г. Этот фактор продолжает препятствовать восстановлению промышленности, несмотря на некоторое восстановление выпуска в обрабатывающей промышленности со спада на 7,9% г/г в 2К20 до снижения на 3,3% г/г уже в июле (см Рис. 5). Стоит также отметить, что ущерб от сделки OPEC+ для экономики отчасти нейтрализуется смещением туристических потоков от путешествий заграницу к внутреннему туризму. В 2К20 россияне израсходовали менее $2 млрд на путешествия заграницу (расходы на транспорт и поездки), тогда как в 2К19 эта цифра превысила $13 млрд (см Рис. 6). В квартальном сопоставлении позитивный экономический эффект от сокращения расходов на путешествия заграницу в три раза превысил размер эффекта от снижения добычи в секторе полезных ископаемых;очевидно, что смещение спроса стало причиной относительно сильной цифры ВВП за 2К20.

 

Ссылка на первоисточник
наверх