Что происходит с российской экономикой?
В этом году российская экономика столкнулась с беспрецедентными испытаниями. Спецоперация на Украине, западные санкции, а затем и частичная мобилизация в России негативно отразились на экономическом росте страны. Аналитики «Финама» изучили факторы, влияющие на текущее состояние российской экономики, и поделились своими выводами в стратегии на IV квартал 2022 года.
Finam.ru рассказывает, какие отрасли пострадали больше всего, и что ждет экономику России дальше.
Экспортоориентированные отрасли страдают от санкций
Эксперты на основании данных Росстата определили, что основными причинами сокращения экономического роста страны во II квартале 2022-го стали: спад оптовой и розничной торговли, проблемы с обрабатывающими производствами, транспортировкой и хранением, а также снижение добычи полезных ископаемых. На негативные показатели этих секторов повлияло сокращение потребительского спроса, а также проблемы с логистикой внешнеторговых операций, резкое сокращение экспорта трубопроводного газа в ЕС, снижение промышленного выпуска из-за проблем с импортными комплектующими и экспортными ограничениями (например, металлургия, химия, деревообработка).
Заметно проявились проблемы в экспортоориентированных секторах, где действуют западные санкции: металлургия (санкции ЕС вступили в силу в июне), угольная промышленность (с 10 августа запрещен импорт в ЕС), древесина и продукты ее переработки (запрет импорта в ЕС вступил в силу с 10 июля). Кроме того, Россия сокращает добычу газа в связи с резким снижением его экспорта в ЕС. Также в августе сократилась добыча угля на 2,2% за год, металлических руд на 7,5%, природного газа - на 22,3% за год.
Больше всего в августе сократилась торговля. Розничная - на 8,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, оптовая - на 20,3%.
Отдельно стоит сказать про сокращение сырьевого экспорта. Так, по данным Washington Post на начало марта, Россия экспортировала 7,3 млн барр./сут. нефти и нефтепродуктов, из них 4,8 млн барр./сут. (почти 2/3) приходилось на страны, которые присоединились к санкциям в этом году. Пока санкции не привели к заметному снижению добычи нефти в России. Экспорт нефти и нефтепродуктов из России в Европу, США, Японию и Корею сократился почти на 2,2 млн баррелей в день после начала военного конфликта на Украине. Однако перенаправление потоков в такие страны, как Индия, Китай и Турция, уменьшило финансовые потери России. Как пишет Bloomberg, около 50% российской нефти, направляющейся сейчас в ЕС, могут купить Индонезия, Бразилия, ЮАР, Шри-Ланка и ряд стран Ближнего Востока. Однако это может сопровождаться расширением ценового дисконта к мировой цене и увеличением затрат российских экспортеров на логистику. По мнению аналитиков «Финама», вероятное снижение цены и объема экспорта российской нефти из-за вступления в силу эмбарго ЕС - серьезный фактор неопределенности для нефтегазовых доходов в 2023 году.
Сокращение ВВП России и безработица замедляются
Вместе с тем российская экономика сокращается меньше, чем ожидалось после начала введения санкций. По оценке Минэкономразвития, спад ВВП страны в августе замедлился до -4,1% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, а за 8 месяцев 2022-го российская экономика сократилась на 1,5%.
На фоне более мягкой и растянутой, чем ожидалось, реакции российской экономики на санкции, прогнозы спада российской экономики смягчаются. Так, сентябрьский консенсус-прогноз аналитиков, проведенный ЦБ, предполагает снижение ВВП России в этом году на 4,2%, Минэкономразвития ожидает спада на 2,9%. Аналитики «Финама» прогнозируют сокращение ВВП на 3,5-4,5% и инфляцию в 12-13% в этом году.
Согласно оценке экспертов, во II квартале 2022-го положительную динамику показали инфраструктурные отрасли (кроме коммунального сектора), сельское хозяйство, строительство, госуправление и военные заказы. Главным сюрпризом стал рост инвестиций в основной капитал - за I полугодие 2022 года составил 7,8%.
Кроме того, безработица в августе обновила рекордно низкий уровень -3,8%. Однако Росстат сообщает о показателях неполной занятости, простоях и отпусках без сохранения зарплаты в отдельных секторах. По сделанной в августе оценке первого вице-премьера Андрея Белоусова, до конца года работу могут потерять 200-300 тыс. человек, находящихся сейчас в режиме неполной занятости. Как считают аналитики «Финама», с учетом объявленной частичной мобилизации и миграционного оттока ситуация меняется - многие отрасли и предприятия стали испытывать дефицит рабочих рук.
Риски перехода к мобилизационной экономике
Главным риском специалисты называют возможный переход России к мобилизационной экономике. Так, по мнению экспертов, решение о присоединении к России ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей и объявление Владимиром Путиным частичной мобилизации создают риск развития ситуации по сценарию, когда военные действия на Украине выйдут за рамки специальной военной операции. С точки зрения экономики, это может означать дальнейшее разрастание военных расходов и перевод экономики на мобилизационный режим, а также необходимость нести расходы на восстановление экономики новых регионов и социальное обеспечение жителей. Кроме того, референдумы увеличивают вероятность новых санкций и/или ужесточения режима по уже действующим санкционным пакетам, что может негативно отразиться на состоянии экономики и доходах бюджета. При этом, как говорят эксперты, оценить эффект от частичной мобилизации пока трудно. При заявленном властями относительно небольшом масштабе (до 300 тыс. человек из общего мобилизационного ресурса 25 млн человек, по словам главы Минобороны С. Шойгу) ее психологический эффект может быть существенным из-за неоднозначных критериев, по которым граждане могут быть мобилизованы, что будет влиять на поведение гораздо большего числа людей. Изъятие 300 тыс. работников, а также миграционный отток (прежде всего, молодых и трудоспособных мужчин) может означать увеличение дефицита рабочей силы, затормозить ожидаемое повышение безработицы и в каких-то случаях даже вызвать ускорение роста зарплат, что может также способствовать инфляционному давлению. Кроме того, неопределённость и неуверенность в завтрашнем дне может повлиять на поведение потребителей и привести к ослаблению спроса в экономике.
Кроме того, одобренные правительством параметры 3-летнего бюджета предполагают значительно более высокий дефицит в 2023-2024 годах, чем предполагалось в июньских бюджетных проектировках. Так, в 2023 году ожидаются доходы примерно 26 трлн рублей, а расходы - около 29 трлн рублей. Таким образом, бюджетный дефицит составит 2,9 трлн рублей или 2% ВВП, тогда как в июне ожидалось, что он составит 1,1% ВВП. Пополнять бюджет планируется, в том числе, за счет увеличения налоговой нагрузки на сырьевых экспортеров, что будет оказывать дополнительное давление на сырьевые компании.
Главные экономические риски, по мнению аналитиков «Финама», сейчас связаны с ухудшающейся геополитической ситуацией, угрозой рецессии в мировой экономике, существенным санкционным давлением на бюджетные доходы и возможными дополнительными расходами на военные действия.
«Хотя увеличение бюджетных расходов может дать некоторый стимул экономике, он, скорее всего, будет в основном сфокусирован в ОПК и крупных инфраструктурных проектах, в то время как повышение налоговой нагрузки может ограничивать восстановление экономической активности», - резюмируют эксперты.
Свежие комментарии