На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Finam

3 764 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Козлов
    Вывод - значит в США всё не так уж всё плохо, как нам пытаются представить.Лучше ожиданий. В...
  • Лариса Поплавская
    Эта статья говорит о бессилии  Росии, что-либо сделать в сложившейся ситуации. На нас наплевали растерли.  Они видите...В ближайшее время...
  • петр кузнецов
    опять с протянутой рукой,может надо начинать думать как самим решать вопросы с оплатой дело то долгое....Россия призвала З...

COVID в регионах - как кризис ударил по бюджетам

COVID в регионах
COVID в регионах
За январь-июнь 2020 г. консолидированные региональные бюджеты были исполнены с суммарным дефицитом в 214 млрд руб., при том, что в течение 2011-2019 гг. полугодовой баланс региональных бюджетов всегда был положительным. Доходы регионов за первое полугодие 2020 г. составили 6,3 трлн руб.
(прирост по отношению к 2019 г. на 2,1%). Кризис не мог не сказаться на собственных (налоговых и неналоговых) доходах регионов - они сократились на 7% (г/г). Одновременно трансферты из федерального бюджета выросли почти на 60% (!). Расходы региональных бюджетов увеличились в первом полугодии 2020 г. на 19%, в том числе расходы на здравоохранение - на 85%. Около половины российских регионов в первом полугодии 2020 г. исполнили бюджеты с дефицитом. По нашим оценкам, по итогам года регионы могут недополучить 7-8% собственных доходов. Потребность в дополнительной поддержке из федерального центра можно оценить в 550-600 млрд руб.

За первое полугодие 2020 г. доходы консолидированных региональных бюджетов составили 6,3 трлн руб. (12,3% ВВП, см. рис. 1), прирост по сравнению с соответствующим периодом 2019 г. составил 2,1%. Под влиянием экономического кризиса налоговые и неналоговые доходы регионов сократились на 7% (г/г); одновременно трансферты из федерального бюджета выросли на 57%, так что их доля в доходах бюджета составила 22% (в кризисном 2009 г. было 25%).

КоронаКризис 2020: Хроника событий, мнения экспертов, уроки прошлых кризисов. Можно ли заработать на кризисе?

Рис. 1. Доходы, расходы и баланс консолидированных региональных бюджетов за январь-июнь 2011-2020 гг.

, в % к ВВП

Доходы, расходы и баланс консолидированных региональных бюджетов за январь-июнь 2011-2020 гг., в % к ВВП
Доходы, расходы и баланс консолидированных региональных бюджетов за январь-июнь 2011-2020 гг., в % к ВВП

Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

Поступления НДФЛ за первое полугодие 2020 г. по сравнению с первым полугодием 2019 г. практически не изменились. Зато существенно снизились поступления по другим основным видам налогов. Поступления по налогу на прибыль уменьшились на 14%, по налогу на совокупный доход - на 11,5%, по налогам на имущество - на 7,2%. Поступления от акцизов выросли на 3% под влиянием перераспределения акцизов на моторное топливо в пользу регионов. Анализ динамики доходов становится более содержательным при раздельном рассмотрении показателей за первый и второй кварталы 2020 г.

Рис. 2. Доля трансфертов из федерального бюджета в общем объеме доходов консолидированных бюджетов регионов за первое полугодие в 2011-2020 гг

Доля трансфертов из федерального бюджета в общем объеме доходов консолидированных бюджетов регионов за первое полугодие в 2011-2020 гг
Доля трансфертов из федерального бюджета в общем объеме доходов консолидированных бюджетов регионов за первое полугодие в 2011-2020 гг

Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

Таблица 1. Доходы региональных бюджетов в первом и втором кварталах 2019 и 2020 гг. (млрд руб., %)

2019

Январь/март

2019

Апрель/июнь

2020

Январь/март

2020

Апрель/июнь

I кв. 2020/

I кв. 2019, %

II кв. 2020/

II кв. 2019, %

Доходы регионов 2766,7 3432,2 3063,1 3267,6 110,7 95,2 Трансферты 370,7 516 471,2 920,8 127,1 178,4 Доля трансфертов в доходах регионов 0,1 0,2 0,2 0,3 Собственные доходы 2396 2916,2 2592 2347 108,2 80,5 Налог на прибыль 882,1 907,7 876,0 664,5 99,3 73,2 НДФЛ 808,8 967,4 906,0 867,9 112,0 89,7 Прочие доходы 705,0 1 041,1 810,0 814,0 114,9 78,2

Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

Из данных таблицы 1 следует, что поступления по налогу на прибыль в первом квартале 2020 г. по сравнению с 2019 г. практически не изменились, но во втором квартале упали на 27%. Поступления по НДФЛ в первом квартале 2020 г. выросли на 12% (г/г), во втором квартале снизились на 10% - в итоге это привело к тому, что за полугодие эти поступления не изменились. Масштабы снижения собственных доходов в первом полугодии 2020 г. существенно различаются по регионам. Как видно из рис. 3, ряд регионов, в которых имело место существенное сокращение собственных доходов (в частности, ЯНАО, республики Коми, Татарстан, Башкортостан), относятся к нефте- и газодобывающим. Сокращение бюджетных доходов в них непосредственно связано с падением мировых цен на углеводороды. Более детально типизировать регионы по масштабам падения собственных доходов достаточно сложно.

В 19 регионах собственные доходы выросли по сравнению с уровнями 2019 г.; в ЦФО к ним относятся Владимирская, Воронежская, Тверская и Смоленская области. Масштабы увеличения трансфертов из федерального бюджета в первом полугодии 2020 г. сильно дифференцированы по регионам и достаточно слабо коррелируют с глубиной падения собственных доходов регионов. (Коэффициент корреляции равен (-0,46)).

Рис. 3. Темп роста собственных доходов регионов в первом полугодии 2020 г. (г/г), в %

Темп роста собственных доходов регионов в первом полугодии 2020 г. (г/г), в %
Темп роста собственных доходов регионов в первом полугодии 2020 г. (г/г), в %

Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ. Показаны регионы с падением собственных доходов более существенным, чем по России в среднем.

Рис. 4. Темпы роста трансфертов из федерального бюджета в первом полугодии 2020 г. (г/г), в %

Темпы роста трансфертов из федерального бюджета в первом полугодии 2020 г. (г/г), в %

Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ. Показаны регионы с ростом трансфертов более чем в 2 раза.

Как видно из рис. 4, в числе регионов с наибольшими темпами прироста трансфертов из федерального бюджета входят как регионы с существенным падением собственных доходов (ЯНАО, Пермский край, Татарстан, республика Коми), так и вполне благополучные развитые в экономическом отношении Московская область и г. Санкт-Петербург. Окончательные выводы о структуре трансфертов из федерального бюджета регионам делать преждевременно. Судя по полугодовой структуре, дополнительная помощь регионам была оказана через механизм предоставления дотаций различных видов. В частности, регионам были предоставлены дотации на оснащение коечного фонда медицинских организаций для оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией в объеме 68,2 млрд руб.

Таблица 2. Структура трансфертов из федерального бюджета регионам в 2011-2019 гг. в первом полугодии 2020 г., в %

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

1-е п/г 2020

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности

24,2

24,5

27,6

26,3

30,2

32,6

36,1

30,9

27,5

30,2

Прочие дотации

10,1

7,9

12,6

14,6

10,1

9,0

8,5

18,7

10,2

19,5

Субсидии

31,3

35,3

34,2

24,0

24,9

22,7

24,8

18,4

22,7

19,8

Субвенции

20,6

17,6

18,3

18,7

20,8

21,2

19,1

15,9

16,2

17,6

Иные трансферты

13,8

14,7

7,4

16,4

14,0

14,5

11,5

23,4

12,9

Всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100,0

100

Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

Расходы региональных бюджетов в январе-июне 2020 г. выросли по сравнению с соответствующим периодом 2019 г. на 19%, по регионам эти темпы варьируются в достаточно широких пределах. Лидером по темпам роста расходов выступает г. Москва с темпом прироста расходов 36%. Зато в Мурманской области расходы выросли всего на 2%, а в Калининградской области и Чукотском АО сократились на 4 и 1% соответственно.

Увеличение расходов консолидированных региональных бюджетов в первом полугодии 2020 г. происходило в основном за счет дополнительного финансирования здравоохранения.

Как видно из рис. 5, расходы на здравоохранение в первом полугодии 2020 г. выросли на 85% (г/г). Темпы роста большинства остальных видов расходов примерно соответствовали среднему показателю роста расходов. Расходы на обслуживание долга сократились на 8,5% под влиянием мер по реструктуризации задолженности региональных бюджетов.

Рис. 5. Темпы роста отдельных видов расходов региональных бюджетов в январе-июне 2020 г. (г/г), в %

Темпы роста отдельных видов расходов региональных бюджетов в январе-июне 2020 г. (г/г), в %
Темпы роста отдельных видов расходов региональных бюджетов в январе-июне 2020 г. (г/г), в %

Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

За январь-июнь 2020 г. дефицит консолидированных региональных бюджетов составил 214 млрд руб. Дефицитное исполнение региональных бюджетов за первое полугодие наблюдается впервые с 2011 г. С дефицитом исполнили бюджет 48 регионов. Самые большие в абсолютном выражении объемы дефицита были в Москве и Московской области (160 и 55 млрд руб. соответственно). Однако за бюджетную устойчивость этих регионов волноваться не следует, поскольку они финансируют дефицит преимущественно за счет остатков на бюджетных счетах. В менее благополучных регионах финансирование осуществляется за счет банковских и бюджетных кредитов.

По соотношению бюджетного дефицита и собственных доходов лидерами в первом полугодии 2020 г. были Хакассия, Архангельская область, Республика Татарстан и Московская область. В 2020 г. регионы получили дополнительные полномочия по перераспределению расходов, увеличению размера дефицита и государственного долга. Сейчас преждевременно говорить о том, как эти возможности будут использованы, но очевидно, что более сильные в экономическом отношении регионы смогут прибегнуть к дешевым и долгосрочным по сравнению с банковскими кредитами облигационным заимствованиям. К настоящему моменту облигации в 2020 г. разместили г. Санкт-Петербург, Свердловская область, Республика Саха.

Прогнозировать развитие бюджетного кризиса в 2020 г. и его влияния на региональные бюджеты достаточно сложно. Очевидно, что под влиянием резкого падения цен на нефть и пандемии регионы столкнулись одновременно с существенным падением собственных доходов и необходимостью увеличивать социальные расходы, а также расходы на здравоохранение и поддержку отдельных секторов экономики. Умеренно оптимистический прогноз развития экономики в 2020 г. предполагает, что макроэкономическая ситуация во втором полугодии будет лучше по сравнению со вторым кварталом предыдущего года.

Рис. 6. Соотношение бюджетного дефицита и собственных доходов регионов в первом полугодии 2020 г., в %

Соотношение бюджетного дефицита и собственных доходов регионов в первом полугодии 2020 г., в %
Соотношение бюджетного дефицита и собственных доходов регионов в первом полугодии 2020 г., в %

Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

При таком сценарии, основанном на среднегодовой цене на нефть 40 долл./барр., потери собственных доходов регионов составят около 800 млрд руб. 1 . Если предположить, что потери собственных доходов будут компенсированы только регионам-реципиентам, потребность в дополнительных трансфертах из федерального бюджета составит 350-360 млрд руб. Кроме того должны быть профинансированы дополнительные расходы регионов, прежде всего на здравоохранение и социальную защиту. С учетом этого потребность в расходах федерального центра на поддержку регионов в течение 2020 г. можно оценить в 550-600 млрд руб.

COVID в регионах
COVID в регионах
За январь-июнь 2020 г. консолидированные региональные бюджеты были исполнены с суммарным дефицитом в 214 млрд руб., при том, что в течение 2011-2019 гг. полугодовой баланс региональных бюджетов всегда был положительным. Доходы регионов за первое полугодие 2020 г. составили 6,3 трлн руб. (прирост по отношению к 2019 г. на 2,1%). Кризис не мог не сказаться на собственных (налоговых и неналоговых) доходах регионов - они сократились на 7% (г/г). Одновременно трансферты из федерального бюджета выросли почти на 60% (!). Расходы региональных бюджетов увеличились в первом полугодии 2020 г. на 19%, в том числе расходы на здравоохранение - на 85%. Около половины российских регионов в первом полугодии 2020 г. исполнили бюджеты с дефицитом. По нашим оценкам, по итогам года регионы могут недополучить 7-8% собственных доходов. Потребность в дополнительной поддержке из федерального центра можно оценить в 550-600 млрд руб.

За первое полугодие 2020 г. доходы консолидированных региональных бюджетов составили 6,3 трлн руб. (12,3% ВВП, см. рис. 1), прирост по сравнению с соответствующим периодом 2019 г. составил 2,1%. Под влиянием экономического кризиса налоговые и неналоговые доходы регионов сократились на 7% (г/г); одновременно трансферты из федерального бюджета выросли на 57%, так что их доля в доходах бюджета составила 22% (в кризисном 2009 г. было 25%).

КоронаКризис 2020: Хроника событий, мнения экспертов, уроки прошлых кризисов. Можно ли заработать на кризисе?

Рис. 1. Доходы, расходы и баланс консолидированных региональных бюджетов за январь-июнь 2011-2020 гг., в % к ВВП

Доходы, расходы и баланс консолидированных региональных бюджетов за январь-июнь 2011-2020 гг., в % к ВВП
Доходы, расходы и баланс консолидированных региональных бюджетов за январь-июнь 2011-2020 гг., в % к ВВП

Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

Поступления НДФЛ за первое полугодие 2020 г. по сравнению с первым полугодием 2019 г. практически не изменились. Зато существенно снизились поступления по другим основным видам налогов. Поступления по налогу на прибыль уменьшились на 14%, по налогу на совокупный доход - на 11,5%, по налогам на имущество - на 7,2%. Поступления от акцизов выросли на 3% под влиянием перераспределения акцизов на моторное топливо в пользу регионов. Анализ динамики доходов становится более содержательным при раздельном рассмотрении показателей за первый и второй кварталы 2020 г.

Рис. 2. Доля трансфертов из федерального бюджета в общем объеме доходов консолидированных бюджетов регионов за первое полугодие в 2011-2020 гг

Доля трансфертов из федерального бюджета в общем объеме доходов консолидированных бюджетов регионов за первое полугодие в 2011-2020 гг
Доля трансфертов из федерального бюджета в общем объеме доходов консолидированных бюджетов регионов за первое полугодие в 2011-2020 гг

Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

Таблица 1. Доходы региональных бюджетов в первом и втором кварталах 2019 и 2020 гг. (млрд руб., %)

2019

Январь/март

2019

Апрель/июнь

2020

Январь/март

2020

Апрель/июнь

I кв. 2020/

I кв. 2019, %

II кв. 2020/

II кв. 2019, %

Доходы регионов 2766,7 3432,2 3063,1 3267,6 110,7 95,2 Трансферты 370,7 516 471,2 920,8 127,1 178,4 Доля трансфертов в доходах регионов 0,1 0,2 0,2 0,3 Собственные доходы 2396 2916,2 2592 2347 108,2 80,5 Налог на прибыль 882,1 907,7 876,0 664,5 99,3 73,2 НДФЛ 808,8 967,4 906,0 867,9 112,0 89,7 Прочие доходы 705,0 1 041,1 810,0 814,0 114,9 78,2

Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

Из данных таблицы 1 следует, что поступления по налогу на прибыль в первом квартале 2020 г. по сравнению с 2019 г. практически не изменились, но во втором квартале упали на 27%. Поступления по НДФЛ в первом квартале 2020 г. выросли на 12% (г/г), во втором квартале снизились на 10% - в итоге это привело к тому, что за полугодие эти поступления не изменились. Масштабы снижения собственных доходов в первом полугодии 2020 г. существенно различаются по регионам. Как видно из рис. 3, ряд регионов, в которых имело место существенное сокращение собственных доходов (в частности, ЯНАО, республики Коми, Татарстан, Башкортостан), относятся к нефте- и газодобывающим. Сокращение бюджетных доходов в них непосредственно связано с падением мировых цен на углеводороды. Более детально типизировать регионы по масштабам падения собственных доходов достаточно сложно.

В 19 регионах собственные доходы выросли по сравнению с уровнями 2019 г.; в ЦФО к ним относятся Владимирская, Воронежская, Тверская и Смоленская области. Масштабы увеличения трансфертов из федерального бюджета в первом полугодии 2020 г. сильно дифференцированы по регионам и достаточно слабо коррелируют с глубиной падения собственных доходов регионов. (Коэффициент корреляции равен (-0,46)).

Рис. 3. Темп роста собственных доходов регионов в первом полугодии 2020 г. (г/г), в %

Темп роста собственных доходов регионов в первом полугодии 2020 г. (г/г), в %
Темп роста собственных доходов регионов в первом полугодии 2020 г. (г/г), в %

Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ. Показаны регионы с падением собственных доходов более существенным, чем по России в среднем.

Рис. 4. Темпы роста трансфертов из федерального бюджета в первом полугодии 2020 г. (г/г), в %

Темпы роста трансфертов из федерального бюджета в первом полугодии 2020 г. (г/г), в %

Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ. Показаны регионы с ростом трансфертов более чем в 2 раза.

Как видно из рис. 4, в числе регионов с наибольшими темпами прироста трансфертов из федерального бюджета входят как регионы с существенным падением собственных доходов (ЯНАО, Пермский край, Татарстан, республика Коми), так и вполне благополучные развитые в экономическом отношении Московская область и г. Санкт-Петербург. Окончательные выводы о структуре трансфертов из федерального бюджета регионам делать преждевременно. Судя по полугодовой структуре, дополнительная помощь регионам была оказана через механизм предоставления дотаций различных видов. В частности, регионам были предоставлены дотации на оснащение коечного фонда медицинских организаций для оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией в объеме 68,2 млрд руб.

Таблица 2. Структура трансфертов из федерального бюджета регионам в 2011-2019 гг. в первом полугодии 2020 г., в %

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

1-е п/г 2020

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности

24,2

24,5

27,6

26,3

30,2

32,6

36,1

30,9

27,5

30,2

Прочие дотации

10,1

7,9

12,6

14,6

10,1

9,0

8,5

18,7

10,2

19,5

Субсидии

31,3

35,3

34,2

24,0

24,9

22,7

24,8

18,4

22,7

19,8

Субвенции

20,6

17,6

18,3

18,7

20,8

21,2

19,1

15,9

16,2

17,6

Иные трансферты

13,8

14,7

7,4

16,4

14,0

14,5

11,5

23,4

12,9

Всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100,0

100

Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

Расходы региональных бюджетов в январе-июне 2020 г. выросли по сравнению с соответствующим периодом 2019 г. на 19%, по регионам эти темпы варьируются в достаточно широких пределах. Лидером по темпам роста расходов выступает г. Москва с темпом прироста расходов 36%. Зато в Мурманской области расходы выросли всего на 2%, а в Калининградской области и Чукотском АО сократились на 4 и 1% соответственно.

Увеличение расходов консолидированных региональных бюджетов в первом полугодии 2020 г. происходило в основном за счет дополнительного финансирования здравоохранения.

Как видно из рис. 5, расходы на здравоохранение в первом полугодии 2020 г. выросли на 85% (г/г). Темпы роста большинства остальных видов расходов примерно соответствовали среднему показателю роста расходов. Расходы на обслуживание долга сократились на 8,5% под влиянием мер по реструктуризации задолженности региональных бюджетов.

Рис. 5. Темпы роста отдельных видов расходов региональных бюджетов в январе-июне 2020 г. (г/г), в %

Темпы роста отдельных видов расходов региональных бюджетов в январе-июне 2020 г. (г/г), в %
Темпы роста отдельных видов расходов региональных бюджетов в январе-июне 2020 г. (г/г), в %

Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

За январь-июнь 2020 г. дефицит консолидированных региональных бюджетов составил 214 млрд руб. Дефицитное исполнение региональных бюджетов за первое полугодие наблюдается впервые с 2011 г. С дефицитом исполнили бюджет 48 регионов. Самые большие в абсолютном выражении объемы дефицита были в Москве и Московской области (160 и 55 млрд руб. соответственно). Однако за бюджетную устойчивость этих регионов волноваться не следует, поскольку они финансируют дефицит преимущественно за счет остатков на бюджетных счетах. В менее благополучных регионах финансирование осуществляется за счет банковских и бюджетных кредитов.

По соотношению бюджетного дефицита и собственных доходов лидерами в первом полугодии 2020 г. были Хакассия, Архангельская область, Республика Татарстан и Московская область. В 2020 г. регионы получили дополнительные полномочия по перераспределению расходов, увеличению размера дефицита и государственного долга. Сейчас преждевременно говорить о том, как эти возможности будут использованы, но очевидно, что более сильные в экономическом отношении регионы смогут прибегнуть к дешевым и долгосрочным по сравнению с банковскими кредитами облигационным заимствованиям. К настоящему моменту облигации в 2020 г. разместили г. Санкт-Петербург, Свердловская область, Республика Саха.

Прогнозировать развитие бюджетного кризиса в 2020 г. и его влияния на региональные бюджеты достаточно сложно. Очевидно, что под влиянием резкого падения цен на нефть и пандемии регионы столкнулись одновременно с существенным падением собственных доходов и необходимостью увеличивать социальные расходы, а также расходы на здравоохранение и поддержку отдельных секторов экономики. Умеренно оптимистический прогноз развития экономики в 2020 г. предполагает, что макроэкономическая ситуация во втором полугодии будет лучше по сравнению со вторым кварталом предыдущего года.

Рис. 6. Соотношение бюджетного дефицита и собственных доходов регионов в первом полугодии 2020 г., в %

Соотношение бюджетного дефицита и собственных доходов регионов в первом полугодии 2020 г., в %
Соотношение бюджетного дефицита и собственных доходов регионов в первом полугодии 2020 г., в %

Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

При таком сценарии, основанном на среднегодовой цене на нефть 40 долл./барр., потери собственных доходов регионов составят около 800 млрд руб. 1 . Если предположить, что потери собственных доходов будут компенсированы только регионам-реципиентам, потребность в дополнительных трансфертах из федерального бюджета составит 350-360 млрд руб. Кроме того должны быть профинансированы дополнительные расходы регионов, прежде всего на здравоохранение и социальную защиту. С учетом этого потребность в расходах федерального центра на поддержку регионов в течение 2020 г. можно оценить в 550-600 млрд руб.

 

Ссылка на первоисточник
наверх