На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Finam

3 764 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Козлов
    Вывод - значит в США всё не так уж всё плохо, как нам пытаются представить.Лучше ожиданий. В...
  • Лариса Поплавская
    Эта статья говорит о бессилии  Росии, что-либо сделать в сложившейся ситуации. На нас наплевали растерли.  Они видите...В ближайшее время...
  • петр кузнецов
    опять с протянутой рукой,может надо начинать думать как самим решать вопросы с оплатой дело то долгое....Россия призвала З...

Российским ТМТ-компаниям остается рассчитывать на господдержку

Источник: pxhere.com
Динамика акций "Ростелекома"
Динамика акций МТС
Динамика гдр VK
Динамика акций "Яндекса"
Аналитики "Финама" провели исследование и представили стратегию по TMT-сектору, выявив ключевые тенденции и предоставив торговые рекомендации.Третья часть(Часть первая, Вторая часть)

Санкционный режим не только создал значительные и постоянные риски для отечественных компаний, но и привел к изменению правил игры на российском TMT-рынке.

Геополитические факторы наводят на предположение, что стандарт 5G, который считается ключевым драйвером роста зарубежных телекомов, в РФ рискует остаться за бортом. Одновременно с этим обостряется проблема замены оборудования. Крупнейшие игроки получили от государства «благословение» на продолжение реализации текущих стратегий и льготные кредиты, а также объявили о многочисленных партнерствах.

Фактически, обнажилась давняя проблема: правила игры на российском телекоммуникационном рынке подразумевали выживание 3-4 игроков федерального уровня, ведущих экстремально острую конкуренцию с целью снижения цен и охвата услугами сотовой связи всего населения. Эту задачу государству удалось решить, однако обратной стороной медали стала стратегическая слабость телекомов, так как компании теперь не имеют ресурсов для разработки новых стандартов и оборудования. Избегая прямых слияний и поглощений, телекомы пытаются преодолеть эту слабость при помощи партнерств, о которых объявляют почти еженедельно. Аналогичная тенденция, и даже в более яркой форме, прослеживается и на ИТ-рынке.

Источник: pxhere.com

В индустрии телекоммуникаций начался процесс адаптации

Санкции не вывели из строя российскую инфраструктуру связи, пользователи их фактически не ощутили.

При этом долговременные факторы риска развития отрасли сохраняются:

Риск устаревания телекоммуникационного оборудования. Основными производителями оборудования для телекоммуникационной инфраструктуры являются крупные американские (Cisco, Broadcom) и европейские (Ericsson, Nokia, Alcatel) компании. В России прекратили работу европейские поставщики инфраструктурного оборудования (Ericsson, Nokia, Alcatel) и ограничили работу американские (Cisco, Broadcom). Однако инициаторы санкций — не сами поставщики, поэтому возникают послабления. К примеру, Ericsson и Nokia продлили российским операторам лицензии на ПО для базовых станций до конца 2022 года. Очевидно, что поставщики не хотят терять российских операторов в качестве клиентов.Риск стагнации основного направления бизнеса. В настоящее время перспективы внедрения стандарта 5G в России негативны из-за отсутствия выделенного частотного диапазона, отечественных базовых станций и ПО. Вероятен сценарий, при котором глобальный стандарт 5G вообще не будет внедряться в России, а предпочтение из соображений национальной безопасности и технологического суверенитета отдадут альтернативным российским технологиям. Более того, в конце июля стало известно, что «Сколтех» и НИИР спешно разрабатывают оборудование для следующего поколения связи 6G. Поколение 6G значительно расширит перспективы глобальной экономики и отдельных отраслей, однако для операторов связи это приведет к кардинальному изменению бизнес-модели, в частности, резкому увеличению затрат на R&D и снижению затрат на маркетинг. На российском рынке подобная ситуация чревата консолидацией, в результате которой на рынке могут остаться лишь несколько операторов, достаточно крупных, чтобы участвовать в разработке и производстве оборудования.Риск торможения новых направлений развития бизнеса из-за недоступности оборудования и ПО. Одним из наиболее перспективных направлений телекоммуникационного бизнеса являются облачные услуги. В настоящее время российские облачные сервисы на два порядка уступают по масштабам американским. Появились сигналы, что государство понимает важность проблемы и намерено решить ее с помощью прямого госзаказа — создания «Гособлака».

ПАО «Ростелеком» (RTKM)

Выплатив по итогам 2021 года дивиденды в размере 4,56 руб. на акцию, «Ростелеком» успокоил инвесторов, после чего фактически перестал генерировать существенные новостные поводы. Последующие пресс-релизы преимущественно сообщают о косвенных успехах компании и ее сервисов. Очевидно, что в связи с угрозой санкций компания воздерживается от обсуждения наиболее существенных проблем и их решений.

При этом «Ростелеком» продолжает двигаться к своей стратегической цели — доминированию в сфере оказания услуг госсектору. Знаковый проект «Ростелекома» в данном направлении B2G — «Гособлако». В августе к эксперименту присоединились ведомства Росводресурсы, Росмолодежь, Рособрнадзор, Росприроднадзор, Россотрудничество, а сам пилотный проект перевода государственных информационных систем в облако был продлен до 2024 года. «Ростелеком», выступающий облачным оператором, обеспечил 16 тыс. ядер виртуальных процессоров, более 100 Тб оперативной памяти и более 4,5 петабайт диска. Размах проекта демонстрирует уникальные ресурсы и компетенции «Ростелекома» и укрепляет лидерство компании в сегменте B2G.

«Ростелеком» также договорился с Национальной Медиа Группой (НМГ) о слиянии принадлежащих им видеосервисов Wink и more.tv соответственно. Доля «Ростелекома» в совместном предприятии составит 70%, а доля НМГ — 30%. Совместную компанию, которая будет работать под брендом Wink и займет около 15% рынка онлайн-кинотеатров, можно оценить в 12-15 млрд руб. Поскольку зарубежные издатели отказываются поставлять контент, стратегической целью новой компании станет производство оригинального контента. Этим займутся специалисты НМГ, а «Ростелеком» будет обеспечивать его доставку зрителям, не отклоняясь на чуждое ему кинопроизводство. Проект Wink идеален в роли продукта, который легко продвигать. Вопросы о том, как преодолеваются главные риски, и сколько компания зарабатывает на сервисе, остаются без ответов.

Динамика акций "Ростелекома"

Источник: Finam.ru

ПАО «МТС» (MTSS)

«МТС» также выплатила дивиденды за предыдущий год. Компания придерживается выбранной стратегии, адаптирует вложения к ситуации и делает все возможное для сохранения стабильности бизнеса. В сфере оказания услуг связи это удается, а в других предстоит череда изменений.

В последнем квартальном отчете «МТС» примечательны два момента. Во-первых, вдвое упала выручка от продажи цифровой техники. Во-вторых, выручка «МТС-Банка» выросла на 37% (г/г). По-видимому, банковское направление превзошло розничное навсегда. Рынок в это верит, что подтверждается недавним успешным размещением биржевых облигаций «МТС-Банка».

Между тем «МТС» отнюдь не ставит крест на 5G и даже приобрела в июле 25% компании «Новые цифровые решения», которая занимается вопросами обеспечения радиочастотными ресурсами для создания сетей мобильной связи 5G в России. Партнерами «МТС» в проекте являются другие российские операторы связи. В октябре «МТС» объявила о выходе пакета оборудования «5G Devlopment Kit» для разработчиков приложений.

Что касается проблемы с заменой инфраструктуры, то капитальные затраты компании во II квартале 2022 года сократились на 15% (г/г) до 22 млрд руб. на фоне введенных ограничений на закупку оборудования. По-видимому, запланированные закупки оборудования остановлены с целью сохранения средств для покупки критически важного инфраструктурного оборудования, которое может значительно подорожать.

«МТС» продолжает серию покупок: в частности, в начале октября оператор приобрел контроль в группе компаний «Навител», провайдере картографических и навигационных решений. Сумма сделки, по разным оценкам, находится в диапазоне 1-2 млрд руб. Решения «Навител» будут встроены в экосистему «МТС-Авто», насчитывающую уже десятки продуктов. Перспективы «МТС-Авто» в значительной степени зависят от поведения других крупных игроков. «МТС» вполне может составить конкуренцию навигационным сервисам «Яндекса». «МТС» также относит медийную вертикаль к драйверам роста. В июне приобретен контрольный пакет акций компании Webinar, которой принадлежат бренды Webinar Meetings, Webinar.ru, We.Study, COMDI. В июле приобретены 100% группы «Броневик» из сферы онлайн-бронирования.

Хотя дивиденды за 2021 год выплачены, вопрос про текущий год и дивидендную стратегию в целом остается без ответа. Можно предположить, что контролирующий акционер «АФК Система» будет решать его в интересах всего портфеля активов.

Динамика акций МТС

Источник: Finam.ru

IT-индустрия справилась с рисками невыплат по облигациям

Наиболее существенные риски ИТ-индустрии в течение лета и первой половины осени значительно смягчились. Вместе с тем в полный рост встали проблемы стратегии и управления:

Риск стагнации основного направления бизнеса, связанный с падением рекламного рынка, не реализовался. По данным Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР), отечественный рекламный рынок в марте ушел в отрицательную зону. Однако выручка «Яндекса» от рекламы во II квартале 2022 года выросла на 22% (г/г), а рекламная выручка VK — на 17% (г/г). Причиной стал уход зарубежных медийных площадок с российского рынка, и бюджеты рекламодателей достались российским игрокам. Появился, однако, и новый риск, связанный с возможным появлением единого оператора цифровой рекламы. Пока неясно, как это повлияет на выручку VK и «Яндекса».Риски торможения новых направлений развития бизнеса мы ранее связывали, в первую очередь, с торможением облачного бизнеса. Но, как и в случае с телекомами, государство пошло навстречу, уполномочив VK создать национальный магазин цифровых приложений (аналог Google Store).В августе правительство РФ выделило «Яндексу», VK и Ozon льготный кредит в объеме 130 млрд руб. для выплаты обязательств по еврооблигациям. После приостановки торгов акциями российских компаний на зарубежных биржах существовали опасения, что владельцы облигаций потребуют выкупить все выпуски. Впрочем, «Яндекс» выкупил свои облигации еще в июне. Остальным пришло на помощь государство.Кадровые риски, связанные с оттоком специалистов, сохраняются. В случае «Яндекса» обсуждается не только перевод разработчиков в Сербию или Израиль, но и возможное выделение части направлений в отдельный бизнес, которым будет владеть основатель компании и бывший генеральный директор группы компаний Аркадий Волож.

VK Company (VKCODR)

Планка ожиданий от отчетности VK за II квартал 2022 года была поднята очень высоко. Ожидался значительный рост аудитории за счет ушедших конкурентов и рост рекламной выручки. Так и произошло, но темпы роста оказались, как обычно, ниже, чем у «Яндекса» — 17% (г/г) против 22% (г/г). Дополнительное огорчение принес игровой сегмент, так как против компании сыграло укрепление рубля, и долларовая выручка снизилась. Отдельную сложность добавляют списанные O2O активы: попытка выйти на рынок электронной коммерции оказалась неудачной. Однако в текущей геополитической ситуации решение сфокусироваться на ключевых компетенциях, несомненно, является верным.

С 1 сентября VK стала национальным оператором магазина электронных приложений, то есть российским аналогом Google. Это на ближайшие 10 лет закрепляет уникальную позицию компании в качестве лидера онлайн-коммуникаций, недосягаемую для конкурентов. В первую очередь это имеет значение для сохранения и увеличения аудитории. «Яндексу» и Сбербанку, которые могли бы претендовать на создание аналогичного проекта, государство отвело роль младших партнеров VK. Проект финансируется на собственные средства VK, и ждать немедленного влияния на финансовую отчетность не следует.

Кроме того, по данным свежих исследований, VK вырвался в лидеры российского онлайн-образования. Выручка холдинга в этом сегменте вдвое превосходит выручку ближайшего преследователя, хотя пока в 5 раз уступает и игровой, и рекламной выручке. Результат был достигнут благодаря политике поглощений.

В конце августа «Яндекс» и VK объявили о сделке по обмену активами. Поначалу она выглядела как обмен сервисов «Яндекс.Новости» и «Дзен» на сервис доставки Delivery Club, но вскоре обнаружилось, что к «Новостям» и «Дзену» прилагается долгосрочная аренда главной страницы «Яндекса». Наша приблизительная оценка суммы сделки — 30 млрд руб. При этом, на наш взгляд, ни один другой покупатель, кроме VK, не сумел бы удержать и обеспечить контентом такой объем аудитории, который есть на главной странице «Яндекса».

VK удерживает доминирующую позицию на отечественном рынке онлайн-коммуникаций, то есть во многом, что относится к социальным сетям, мессенджерам и электронной почте. Государство начинает распознавать VK как часть системы национальной информационной безопасности. Традиционно компания растет путем выгодных поглощений, а не изобретая что-то радикально новое. Отсюда вытекает вопрос, не является обмен активами «Яндекса» и VK своего рода «супом из топора», в котором «Яндекс.Новости» и «Дзен» играют роль топора, а головная страница «Яндекса» — роль супа.

Динамика гдр VK

Источник: Finam.ru

«Яндекс» (YNDX)

Квартальные результаты «Яндекса» были традиционно очень сильными и значительно превзошли достижения других игроков рынка. Во II квартале 2022 года выручка компании выросла на 45% (г/г) и составила 117,7 млрд руб., чистая прибыль составила 8 млрд руб. Показатель EBITDA улучшился практически во всех сегментах.

В первую очередь результат был достигнут за счет сильной позиции на рынке агрегации предложений такси, откуда бежали конкуренты. «Яндекс» получил уникальную возможность управлять ценами, его предложения временами оказывались значительно дороже, а не дешевле, чем у независимых таксопарков, а бренд — значительно сильнее. Эту возможность компания не упустила, и выручка от сегмента выросла на 53% (г/г). Ранее важным считалось снизить зависимость от рекламного рынка, и теперь его доля составляет в выручке лишь 40%, но за отчетный квартал доходы от рекламы выросли на 22% (г/г) и также оказались среди драйверов роста. В сегменте электронной коммерции рост выручки за полгода составил 107% (г/г), что указывает на сохранение лидерских позиций на рынке маркетплейсов наравне с Ozon и Wildberries.

В ходе обмена активами «Яндекс» продал холдингу VK свой новостной проект «Яндекс.Новости» и блог-платформу «Дзен». В обмен компания получила сервис доставки еды Delivery Club. Как мы уже упомянули ранее, полная стоимость сделки скорее всего не превышала 30 млрд руб. Мы полагаем, что «Яндекс» вряд ли отказался бы от новостного направления в обычных условиях. Однако в напряженной геополитической ситуации «Яндекс» решил последовать долгосрочной стратегии на укрепление присутствия в электронной коммерции и логистике. Это очень большой рынок, там «Яндексу» есть куда расти, в то время как отечественный рекламный рынок он уже перерос, а выйти на зарубежный рекламный рынок Google не позволит.

Что могло вынудить «Яндекс» сдать в аренду VK свою главную страницу и перебраться на сайт ya.ru? По-видимому, VK и «Яндекс» традиционно уходят от прямой конкуренции. В ближайшее время «Яндекс» сконцентрирует силы на развитии «Яндекс.Маркета», чтобы закрепиться в тройке ведущих маркетплейсов. Затем компания перенесет центр тяжести стратегии на финтех. Поскольку покупка банка «Тинькофф» сорвалась в прошлом году, мы ожидаем проведения альтернативной сделки.

При этом надо иметь в виду, что электронная коммерция, фудтех и райдтех ? принципиально менее маржинальный бизнес, чем традиционный для «Яндекса» поиск. Сервис доставки еды при сегодняшней его организации не может быть высокомаржинальным. Даже мировой лидер доставки еды DoorDash пока остается убыточным. Однако теперь, когда VK продает Delivery Club и уходит, накал конкуренции снижается, и у «Яндекса» появится возможность немного управлять ценами, как и в случае с сервисом такси. Кроме того, для «Яндекса», как и для его китайских аналогов, доставка еды — это еще один способ не выпускать потребителя из своего мобильного приложения в режиме 24/7.

Санкции создали еще один специфический для «Яндекса» фактор риска. СМИ активно обсуждают возможное выделение части проектов «Яндекса» в дочерние компании, которые отойдут создателю поисковика Аркадию Воложу. Основатель крупнейшего игрока российского IT-рынка является выдающимся управленцем, и именно поэтому он стал мишенью для санкций. Мы не исключаем возможность ухода Воложа вместе с новыми направлениями в безопасную гавань и превращения рекламного бизнеса «Яндекса» в «дойную корову» по аналогии с телекомами. Однако неясно, готова ли компания к такой трансформации и регулярной выплате дивидендов, столь важной для телекоммуникационных компаний.

Динамика акций "Яндекса"

Источник: finam.ru
Источник: pxhere.com
Динамика акций "Ростелекома"
Динамика акций МТС
Динамика гдр VK
Динамика акций "Яндекса"
Аналитики "Финама" провели исследование и представили стратегию по TMT-сектору, выявив ключевые тенденции и предоставив торговые рекомендации.Третья часть(Часть первая, Вторая часть)

Санкционный режим не только создал значительные и постоянные риски для отечественных компаний, но и привел к изменению правил игры на российском TMT-рынке. Геополитические факторы наводят на предположение, что стандарт 5G, который считается ключевым драйвером роста зарубежных телекомов, в РФ рискует остаться за бортом. Одновременно с этим обостряется проблема замены оборудования. Крупнейшие игроки получили от государства «благословение» на продолжение реализации текущих стратегий и льготные кредиты, а также объявили о многочисленных партнерствах.

Фактически, обнажилась давняя проблема: правила игры на российском телекоммуникационном рынке подразумевали выживание 3-4 игроков федерального уровня, ведущих экстремально острую конкуренцию с целью снижения цен и охвата услугами сотовой связи всего населения. Эту задачу государству удалось решить, однако обратной стороной медали стала стратегическая слабость телекомов, так как компании теперь не имеют ресурсов для разработки новых стандартов и оборудования. Избегая прямых слияний и поглощений, телекомы пытаются преодолеть эту слабость при помощи партнерств, о которых объявляют почти еженедельно. Аналогичная тенденция, и даже в более яркой форме, прослеживается и на ИТ-рынке.

Источник: pxhere.com

В индустрии телекоммуникаций начался процесс адаптации

Санкции не вывели из строя российскую инфраструктуру связи, пользователи их фактически не ощутили. При этом долговременные факторы риска развития отрасли сохраняются:

Риск устаревания телекоммуникационного оборудования. Основными производителями оборудования для телекоммуникационной инфраструктуры являются крупные американские (Cisco, Broadcom) и европейские (Ericsson, Nokia, Alcatel) компании. В России прекратили работу европейские поставщики инфраструктурного оборудования (Ericsson, Nokia, Alcatel) и ограничили работу американские (Cisco, Broadcom). Однако инициаторы санкций — не сами поставщики, поэтому возникают послабления. К примеру, Ericsson и Nokia продлили российским операторам лицензии на ПО для базовых станций до конца 2022 года. Очевидно, что поставщики не хотят терять российских операторов в качестве клиентов.Риск стагнации основного направления бизнеса. В настоящее время перспективы внедрения стандарта 5G в России негативны из-за отсутствия выделенного частотного диапазона, отечественных базовых станций и ПО. Вероятен сценарий, при котором глобальный стандарт 5G вообще не будет внедряться в России, а предпочтение из соображений национальной безопасности и технологического суверенитета отдадут альтернативным российским технологиям. Более того, в конце июля стало известно, что «Сколтех» и НИИР спешно разрабатывают оборудование для следующего поколения связи 6G. Поколение 6G значительно расширит перспективы глобальной экономики и отдельных отраслей, однако для операторов связи это приведет к кардинальному изменению бизнес-модели, в частности, резкому увеличению затрат на R&D и снижению затрат на маркетинг. На российском рынке подобная ситуация чревата консолидацией, в результате которой на рынке могут остаться лишь несколько операторов, достаточно крупных, чтобы участвовать в разработке и производстве оборудования.Риск торможения новых направлений развития бизнеса из-за недоступности оборудования и ПО. Одним из наиболее перспективных направлений телекоммуникационного бизнеса являются облачные услуги. В настоящее время российские облачные сервисы на два порядка уступают по масштабам американским. Появились сигналы, что государство понимает важность проблемы и намерено решить ее с помощью прямого госзаказа — создания «Гособлака».

ПАО «Ростелеком» (RTKM)

Выплатив по итогам 2021 года дивиденды в размере 4,56 руб. на акцию, «Ростелеком» успокоил инвесторов, после чего фактически перестал генерировать существенные новостные поводы. Последующие пресс-релизы преимущественно сообщают о косвенных успехах компании и ее сервисов. Очевидно, что в связи с угрозой санкций компания воздерживается от обсуждения наиболее существенных проблем и их решений.

При этом «Ростелеком» продолжает двигаться к своей стратегической цели — доминированию в сфере оказания услуг госсектору. Знаковый проект «Ростелекома» в данном направлении B2G — «Гособлако». В августе к эксперименту присоединились ведомства Росводресурсы, Росмолодежь, Рособрнадзор, Росприроднадзор, Россотрудничество, а сам пилотный проект перевода государственных информационных систем в облако был продлен до 2024 года. «Ростелеком», выступающий облачным оператором, обеспечил 16 тыс. ядер виртуальных процессоров, более 100 Тб оперативной памяти и более 4,5 петабайт диска. Размах проекта демонстрирует уникальные ресурсы и компетенции «Ростелекома» и укрепляет лидерство компании в сегменте B2G.

«Ростелеком» также договорился с Национальной Медиа Группой (НМГ) о слиянии принадлежащих им видеосервисов Wink и more.tv соответственно. Доля «Ростелекома» в совместном предприятии составит 70%, а доля НМГ — 30%. Совместную компанию, которая будет работать под брендом Wink и займет около 15% рынка онлайн-кинотеатров, можно оценить в 12-15 млрд руб. Поскольку зарубежные издатели отказываются поставлять контент, стратегической целью новой компании станет производство оригинального контента. Этим займутся специалисты НМГ, а «Ростелеком» будет обеспечивать его доставку зрителям, не отклоняясь на чуждое ему кинопроизводство. Проект Wink идеален в роли продукта, который легко продвигать. Вопросы о том, как преодолеваются главные риски, и сколько компания зарабатывает на сервисе, остаются без ответов.

Динамика акций "Ростелекома"

Источник: Finam.ru

ПАО «МТС» (MTSS)

«МТС» также выплатила дивиденды за предыдущий год. Компания придерживается выбранной стратегии, адаптирует вложения к ситуации и делает все возможное для сохранения стабильности бизнеса. В сфере оказания услуг связи это удается, а в других предстоит череда изменений.

В последнем квартальном отчете «МТС» примечательны два момента. Во-первых, вдвое упала выручка от продажи цифровой техники. Во-вторых, выручка «МТС-Банка» выросла на 37% (г/г). По-видимому, банковское направление превзошло розничное навсегда. Рынок в это верит, что подтверждается недавним успешным размещением биржевых облигаций «МТС-Банка».

Между тем «МТС» отнюдь не ставит крест на 5G и даже приобрела в июле 25% компании «Новые цифровые решения», которая занимается вопросами обеспечения радиочастотными ресурсами для создания сетей мобильной связи 5G в России. Партнерами «МТС» в проекте являются другие российские операторы связи. В октябре «МТС» объявила о выходе пакета оборудования «5G Devlopment Kit» для разработчиков приложений.

Что касается проблемы с заменой инфраструктуры, то капитальные затраты компании во II квартале 2022 года сократились на 15% (г/г) до 22 млрд руб. на фоне введенных ограничений на закупку оборудования. По-видимому, запланированные закупки оборудования остановлены с целью сохранения средств для покупки критически важного инфраструктурного оборудования, которое может значительно подорожать.

«МТС» продолжает серию покупок: в частности, в начале октября оператор приобрел контроль в группе компаний «Навител», провайдере картографических и навигационных решений. Сумма сделки, по разным оценкам, находится в диапазоне 1-2 млрд руб. Решения «Навител» будут встроены в экосистему «МТС-Авто», насчитывающую уже десятки продуктов. Перспективы «МТС-Авто» в значительной степени зависят от поведения других крупных игроков. «МТС» вполне может составить конкуренцию навигационным сервисам «Яндекса». «МТС» также относит медийную вертикаль к драйверам роста. В июне приобретен контрольный пакет акций компании Webinar, которой принадлежат бренды Webinar Meetings, Webinar.ru, We.Study, COMDI. В июле приобретены 100% группы «Броневик» из сферы онлайн-бронирования.

Хотя дивиденды за 2021 год выплачены, вопрос про текущий год и дивидендную стратегию в целом остается без ответа. Можно предположить, что контролирующий акционер «АФК Система» будет решать его в интересах всего портфеля активов.

Динамика акций МТС

Источник: Finam.ru

IT-индустрия справилась с рисками невыплат по облигациям

Наиболее существенные риски ИТ-индустрии в течение лета и первой половины осени значительно смягчились. Вместе с тем в полный рост встали проблемы стратегии и управления:

Риск стагнации основного направления бизнеса, связанный с падением рекламного рынка, не реализовался. По данным Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР), отечественный рекламный рынок в марте ушел в отрицательную зону. Однако выручка «Яндекса» от рекламы во II квартале 2022 года выросла на 22% (г/г), а рекламная выручка VK — на 17% (г/г). Причиной стал уход зарубежных медийных площадок с российского рынка, и бюджеты рекламодателей достались российским игрокам. Появился, однако, и новый риск, связанный с возможным появлением единого оператора цифровой рекламы. Пока неясно, как это повлияет на выручку VK и «Яндекса».Риски торможения новых направлений развития бизнеса мы ранее связывали, в первую очередь, с торможением облачного бизнеса. Но, как и в случае с телекомами, государство пошло навстречу, уполномочив VK создать национальный магазин цифровых приложений (аналог Google Store).В августе правительство РФ выделило «Яндексу», VK и Ozon льготный кредит в объеме 130 млрд руб. для выплаты обязательств по еврооблигациям. После приостановки торгов акциями российских компаний на зарубежных биржах существовали опасения, что владельцы облигаций потребуют выкупить все выпуски. Впрочем, «Яндекс» выкупил свои облигации еще в июне. Остальным пришло на помощь государство.Кадровые риски, связанные с оттоком специалистов, сохраняются. В случае «Яндекса» обсуждается не только перевод разработчиков в Сербию или Израиль, но и возможное выделение части направлений в отдельный бизнес, которым будет владеть основатель компании и бывший генеральный директор группы компаний Аркадий Волож.

VK Company (VKCODR)

Планка ожиданий от отчетности VK за II квартал 2022 года была поднята очень высоко. Ожидался значительный рост аудитории за счет ушедших конкурентов и рост рекламной выручки. Так и произошло, но темпы роста оказались, как обычно, ниже, чем у «Яндекса» — 17% (г/г) против 22% (г/г). Дополнительное огорчение принес игровой сегмент, так как против компании сыграло укрепление рубля, и долларовая выручка снизилась. Отдельную сложность добавляют списанные O2O активы: попытка выйти на рынок электронной коммерции оказалась неудачной. Однако в текущей геополитической ситуации решение сфокусироваться на ключевых компетенциях, несомненно, является верным.

С 1 сентября VK стала национальным оператором магазина электронных приложений, то есть российским аналогом Google. Это на ближайшие 10 лет закрепляет уникальную позицию компании в качестве лидера онлайн-коммуникаций, недосягаемую для конкурентов. В первую очередь это имеет значение для сохранения и увеличения аудитории. «Яндексу» и Сбербанку, которые могли бы претендовать на создание аналогичного проекта, государство отвело роль младших партнеров VK. Проект финансируется на собственные средства VK, и ждать немедленного влияния на финансовую отчетность не следует.

Кроме того, по данным свежих исследований, VK вырвался в лидеры российского онлайн-образования. Выручка холдинга в этом сегменте вдвое превосходит выручку ближайшего преследователя, хотя пока в 5 раз уступает и игровой, и рекламной выручке. Результат был достигнут благодаря политике поглощений.

В конце августа «Яндекс» и VK объявили о сделке по обмену активами. Поначалу она выглядела как обмен сервисов «Яндекс.Новости» и «Дзен» на сервис доставки Delivery Club, но вскоре обнаружилось, что к «Новостям» и «Дзену» прилагается долгосрочная аренда главной страницы «Яндекса». Наша приблизительная оценка суммы сделки — 30 млрд руб. При этом, на наш взгляд, ни один другой покупатель, кроме VK, не сумел бы удержать и обеспечить контентом такой объем аудитории, который есть на главной странице «Яндекса».

VK удерживает доминирующую позицию на отечественном рынке онлайн-коммуникаций, то есть во многом, что относится к социальным сетям, мессенджерам и электронной почте. Государство начинает распознавать VK как часть системы национальной информационной безопасности. Традиционно компания растет путем выгодных поглощений, а не изобретая что-то радикально новое. Отсюда вытекает вопрос, не является обмен активами «Яндекса» и VK своего рода «супом из топора», в котором «Яндекс.Новости» и «Дзен» играют роль топора, а головная страница «Яндекса» — роль супа.

Динамика гдр VK

Источник: Finam.ru

«Яндекс» (YNDX)

Квартальные результаты «Яндекса» были традиционно очень сильными и значительно превзошли достижения других игроков рынка. Во II квартале 2022 года выручка компании выросла на 45% (г/г) и составила 117,7 млрд руб., чистая прибыль составила 8 млрд руб. Показатель EBITDA улучшился практически во всех сегментах.

В первую очередь результат был достигнут за счет сильной позиции на рынке агрегации предложений такси, откуда бежали конкуренты. «Яндекс» получил уникальную возможность управлять ценами, его предложения временами оказывались значительно дороже, а не дешевле, чем у независимых таксопарков, а бренд — значительно сильнее. Эту возможность компания не упустила, и выручка от сегмента выросла на 53% (г/г). Ранее важным считалось снизить зависимость от рекламного рынка, и теперь его доля составляет в выручке лишь 40%, но за отчетный квартал доходы от рекламы выросли на 22% (г/г) и также оказались среди драйверов роста. В сегменте электронной коммерции рост выручки за полгода составил 107% (г/г), что указывает на сохранение лидерских позиций на рынке маркетплейсов наравне с Ozon и Wildberries.

В ходе обмена активами «Яндекс» продал холдингу VK свой новостной проект «Яндекс.Новости» и блог-платформу «Дзен». В обмен компания получила сервис доставки еды Delivery Club. Как мы уже упомянули ранее, полная стоимость сделки скорее всего не превышала 30 млрд руб. Мы полагаем, что «Яндекс» вряд ли отказался бы от новостного направления в обычных условиях. Однако в напряженной геополитической ситуации «Яндекс» решил последовать долгосрочной стратегии на укрепление присутствия в электронной коммерции и логистике. Это очень большой рынок, там «Яндексу» есть куда расти, в то время как отечественный рекламный рынок он уже перерос, а выйти на зарубежный рекламный рынок Google не позволит.

Что могло вынудить «Яндекс» сдать в аренду VK свою главную страницу и перебраться на сайт ya.ru? По-видимому, VK и «Яндекс» традиционно уходят от прямой конкуренции. В ближайшее время «Яндекс» сконцентрирует силы на развитии «Яндекс.Маркета», чтобы закрепиться в тройке ведущих маркетплейсов. Затем компания перенесет центр тяжести стратегии на финтех. Поскольку покупка банка «Тинькофф» сорвалась в прошлом году, мы ожидаем проведения альтернативной сделки.

При этом надо иметь в виду, что электронная коммерция, фудтех и райдтех ? принципиально менее маржинальный бизнес, чем традиционный для «Яндекса» поиск. Сервис доставки еды при сегодняшней его организации не может быть высокомаржинальным. Даже мировой лидер доставки еды DoorDash пока остается убыточным. Однако теперь, когда VK продает Delivery Club и уходит, накал конкуренции снижается, и у «Яндекса» появится возможность немного управлять ценами, как и в случае с сервисом такси. Кроме того, для «Яндекса», как и для его китайских аналогов, доставка еды — это еще один способ не выпускать потребителя из своего мобильного приложения в режиме 24/7.

Санкции создали еще один специфический для «Яндекса» фактор риска. СМИ активно обсуждают возможное выделение части проектов «Яндекса» в дочерние компании, которые отойдут создателю поисковика Аркадию Воложу. Основатель крупнейшего игрока российского IT-рынка является выдающимся управленцем, и именно поэтому он стал мишенью для санкций. Мы не исключаем возможность ухода Воложа вместе с новыми направлениями в безопасную гавань и превращения рекламного бизнеса «Яндекса» в «дойную корову» по аналогии с телекомами. Однако неясно, готова ли компания к такой трансформации и регулярной выплате дивидендов, столь важной для телекоммуникационных компаний.

Динамика акций "Яндекса"

Источник: finam.ru
Ссылка на первоисточник
наверх