На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Finam

3 763 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Козлов
    Вывод - значит в США всё не так уж всё плохо, как нам пытаются представить.Лучше ожиданий. В...
  • Лариса Поплавская
    Эта статья говорит о бессилии  Росии, что-либо сделать в сложившейся ситуации. На нас наплевали растерли.  Они видите...В ближайшее время...
  • петр кузнецов
    опять с протянутой рукой,может надо начинать думать как самим решать вопросы с оплатой дело то долгое....Россия призвала З...

Смогут ли банки защитить клиентов от мошенников?

Смогут ли банки защитить клиентов от мошенников?

Глобальная цифровизация, ускорившаяся из-за пандемии коронавируса, имеет не только очевидные преимущества, но и определенные недостатки. Одним из главных ее минусов стал рост числа мошеннических действий, из-за которых люди теряют большие деньги.

Finam.

Ru рассказывает, как ЦБ РФ и банки планируют защищать средства клиентов, а также напоминает о том, как не стать жертвой финансовых мошенников.

Изображение
Мошенники украли больше денег с банковских карт россиян, чем в прошлом году

По данным ЦБ РФ, в 3 квартале 2021 года злоумышленники похитили у граждан 3,2% млрд рублей - объем банковских операций без согласия клиентов вырос на 18,5% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. При этом вернуть потерпевшим удалось только 7,7% выведенных денег. Всего за 3 квартал мошенники 256 198 раз попытались украсть деньги с банковских карт.

Сложность состоит в том, что люди зачастую сами отдают преступникам персональные данные или берут для них кредиты. В 41% случаев в 3 квартале 2021-го мошенники использовали социальную инженерию - психологические методы для получения конфиденциальной информации обманным путем.

Таким образом получается, что в ряде случаев люди добровольно отдают деньги мошенникам, и доказать обратное и вернуть похищенные средства становится очень сложно.

Стоит отметить, что, по данным ЦБ РФ, за год количество кибератак, направленных на клиентов финансовых организаций, в том числе фишинговых, в 3 квартале выросло на 630,8%.

Возможность запрета онлайн-кредитов

В марте 2021 года стало известно, что ЦБ РФ работает над тем, чтобы обязать банки по желанию клиента ограничивать онлайн-доступ к его счетам.

По мнению регулятора, эта мера затруднит мошенникам возможности влиять на клиента.

Как сообщил РБК, в 2022 году клиенты ВТБ получат возможность настроить в онлайн-банке или мобильном приложении запрет на дистанционную выдачу кредитов. Воспользоваться опцией смогут как клиенты банка, у которых уже есть кредиты, так и те, которым он не нужен. В случае действующего запрета, даже если мошенник получит всю конфиденциальную банковскую информацию клиента, он не сможет оформить кредит и не узнает причину отказа.

Игорь Додонов, аналитик ФГ "ФИНАМ", отмечает подводные камни такого решения.

"Предоставление гражданам возможности налагать на их банк запрет на выдачу им онлайн-кредитов, конечно, поможет в определенной степени, поскольку мошенник не сможет "повесить" на них кредит незаметно для них. Однако тут многое будет зависеть от того, насколько эффективно банки смогут проинформировать клиентов о новой опции, а также разъяснить ее нужность и полезность. С учетом того, что люди у нас в стране не самые грамотные в финансовом плане, сделать это будет, вероятно, непросто. Да и сами банки, которые на фоне кредитного бума стремятся облегчить клиентам оформление займов, чтобы не потерять долю рынка, вряд ли будут сильно стараться в этом деле.

Надо также отметить, подобные ограничения вполне могут обходиться. Мошенники путем так называемой социальной инженерии часто побуждают людей самих сходить в отделение банка и взять кредит (как вариант, снять средства в банкомате), который потом тем или иным способом передается злоумышленникам. Запрет на онлайн-кредитование в подобных случаях, понятно, не поможет", - говорит эксперт.

Обязательная сумма возврата жертвам мошенников

ЦБ РФ подготовил поправки в закон "О национальной платежной системе" об обязательной сумме возврата денежных средств пострадавшим от мошенников со стороны банков. На данный момент конкретные меры еще не определены. Согласно законопроекту, клиент должен сообщить банку о мошенничестве не позднее следующего дня с момента получения уведомления об операции. В этом случае все банки будут обязаны вернуть установленную Центробанком сумму. При этом финансовые организации с недостаточным уровнем защиты обяжут вернуть клиенту всю украденную сумму.

Кроме того, Центробанк может обязать банки проверять операции на признаки мошенничества. При их наличии финансовые организации получат право списывать деньги с подозрительных счетов через один-два дня после совершения операции.

По мнению Игоря Додонова, в данном случае следует действовать осторожно.

"Идея введения обязательной суммы возврата денег жертвам мошенников также представляется небесспорной. Конечно, если человек стал жертвой мошенника, так сказать, по независящим от него причинам, банку как более сильной стороне, вероятно, следует в какой-то степени разделить с ним ущерб. Возможно даже создание для этого специального фонда, по аналогии с фондом страхования вкладов. Однако если человек стал жертвой мошенника из-за собственной беспечности или безответственности, то здесь уже, на мой взгляд, странно требовать от банка возмещения потерь. Помочь здесь могут только меры по повышению финансовой грамотности населения.

Рассматривая данные вопросы, надо также понимать, что подобные меры, скорее всего, приведут к удорожанию финансовых услуг и, возможно, к замедлению развития банковского сектора, который будет опасаться внедрять новые перспективные продукты. Поэтому действовать следует очень осмотрительно", - считает аналитик.

Как не стать жертвой финансовых мошенников?

Инвестбанкир Евгений Коган дал рекомендации, как не стать жертвой финансовых мошенников.

"Не принимайте вызовы с незнакомых номеров. Лучше проверить в Интернете отзывы об этом номере телефона и при необходимости перезвонить самому. То же касается и СМС от неизвестных отправителей. Никому и ни под каким предлогом не сообщайте код CVV/CVC и одноразовых паролей от банков!Ни во время общения по телефону, ни в Интернете, если не уверены. Если подозреваете, что с карты делают списания средств мошенники, лучше позвонить в банк и заблокировать карту, либо сделать это в мобильном приложении, если присутствует такой функционал. Не направляйте сканы своих документов и не позволяйте копировать паспортные данные. В случае, если личные данные необходимы организации для работы, то вы всегда можете от руки подписать на скане или копии, что данные предоставлены только для использования конкретной организацией. Старайтесь не перечислять деньги заранее за товар или услугу, тем более неизвестным. Всегда можно оплатить по факту получения. Мошенники научились создавать сайты, похожие на банковские или платежные системы, поэтому необходимо проверять, действительно ли вы имеете дело с настоящей системой переводов. Не переходите по ссылкам, направленным в электронных письмах и СМС, особенно от неизвестных отправителей. Мошенники могут заблокировать ваш компьютер (до момента уплаты выкупа), похитить личные данные, начать следить за вашими действиями в сети и многое другое, поэтому лучше поостеречься незнакомых писем со ссылками", - советует эксперт.

 

Ссылка на первоисточник
наверх