Новые социальные расходные инициативы потребуют 400 млрд рублей
Столь ожидаемое всеми (в РФ и за ее пределами) послание президента Путина началось с тезиса о ее нацеленности на внутренние вопросы при ограниченных комментариях по вопросам глобальной безопасности, и по факту так и произошло.
В первой трети обращения много говорилось о социальной сфере - образовании, здравоохранении, науке, демографии и поддержке семей с детьми и неполных семей.
Были анонсированы дополнительные выплаты на детей, поддержку беременных женщин и неполных семей, заявлены меры по ремонту и оснащению вузов и других социальных объектов, закупкам машин скорой помощи и автобусов.Вторую треть обращения президент посвятил экономическим вопросам - антикризисной поддержке бизнеса в 2020, приоритетам технологического развития, включая экологическую и климатическую повестку, развитию энергетики, необходимости дальнейшего смягчения регулирования бизнеса и улучшения условий для инвестиций, газификации населенных пунктов, а также нацеленности любых инвестиционных проектов на улучшение условий жизни населения и территорий, которые затронут крупные проекты (например, скоростная магистраль Москва-Казань-Екатеринбург), а также проектов господдержки для развития туристической инфраструктуры
Наиболее значимыми стали комментарии о (1) высоких ожидаемых прибылях бизнеса и необходимости их использования внутри страны, а не для выплаты дивидендов, за чем власти будут следить и готовы провести "донастройку" налоговой системы; (2) сохранении приоритета инфраструктурных инвестиций за счет государства, в том числе за счет средств ФНБ и поддержки региональных бюджетов, которые смогут рассчитывать на реструктуризацию коммерческого долга (свыше 25% доходов региона за счет льготных бюджетных кредитов до 2029) и льготные инфраструктурные кредиты до 2023 года в размере 500 млрд руб.
; (3) использовании рыночных механизмов по ограничению инфляции и приоритетности ответственной бюджетной политики; а также (4) инициативе по выдаче иностранцам краткосрочных виз дистанционно за 4 дня, что может поддержать въездной туризм после открытия границ.Последняя часть обращения была объяснимо посвящена вопросам глобальной стратегической стабильности, геополитическим вызовам и давлению на РФ. Помимо ряда "эмоциональных усилителей" и предупреждений о "...быстром, асимметричном и жестком ответе на провокационные действия (о которых придется сильно пожалеть), нарушающие устанавливаемые нами самими "красные линии", общий посыл президента был довольно сдержанным и сфокусированным на приоритете поиска компромиссов, в том числе на базе СБ ООН, пусть и с уже известными отсылками к политике "двойных стандартов" Запада при упоминании Беларуси
Что это значит для экономики/бюджета, инвесторов и рынков? Никаких качественно-новых инициатив, помимо реструктуризации чрезмерных долгов регионов и кредитов на инфраструктуру, объявлено не было, все основные истории - инфраструктура и напоминание бизнесу расходовать прибыли внутри страны - не новы и являются частью Нацпроектов (продленных до 2030 года) и уже реализуемых инициатив по стимулированию частных инвестиций (СЗПК). Важно, как все эти меры будут распределены во времени, и какая часть из них потребует дополнительных ресурсов? Условия для частных инвестиций послание вряд ли меняет, но стоит дождаться предложений правительства, в т.ч. по корректировке Национальных проектов, которых президент потребовал от правительства к лету.
Высказывания о донастройке налоговой системы, вероятно, стоит рассматривать сквозь призму повышения ее эффективности с нацеленностью на озвученные приоритеты при сохранении общей налоговой нейтральности изменений для экономики, для которой любое "чистое" повышение налогового бремени будет, безусловно, негативно и губительно
Видимо, основное бремя инфраструктурных расходов, как и ожидалось, ляжет на ФНБ сверх разрешенного лимита в 7% ВВП, из которого уже планировалось потратить на инфраструктуру от 1 трлн руб. за три года. Распределенность этих расходов во времени серьезных краткосрочных инфляционных рисков не несет, особенно принимая во внимание тот факт, что использование средств ФНБ будет подразумевать дополнительную конвертацию валюты в рубли, де-факто снижая объем нетто-покупок валюты в рамках бюджетного правила и, как следствие, поддерживая рубль (при прочих равных). Учитывая довольно мягкую "внешнюю часть", рубль объяснимо реагирует на это умеренным ростом.
Сами по себе новые социальные расходные инициативы, по оценке Минфина, потребуют 400 млрд. руб. (270 млрд руб. в 2021 и 130 млрд руб. в 2022), но в свете дополнительных ненефтегазовых доходов казны в 2021 от 500 млрд. руб. серьезных рисков для бюджета и программы заимствований не видим. Также они качественно не поменяют динамику потребительского спроса, пусть единовременная выплата на детей может локально поддержать спрос летом. Здесь цель явно связана с предстоящими выборами, но вряд ли такого рода расходы качественно изменят предвыборные настроения электората. Критически важно, чтобы политика правительства создавала условия для увеличения собственных доходов населения без участия бюджета при параллельном повышении эффективности социальной политики по поддержке наиболее незащищенных слоев населения.
В целом, упоминание президентом необходимости использования рыночных инструментов по сдерживанию инфляции и абсолютной приоритетности сохранения ответственной и предсказуемой бюджетной политики, по нашему мнению, указывает на отсутствие угроз для независимости ЦБ и текущей бюджетной конструкции на основе бюджетного правила. Рисков увеличения программы заимствований в 2021 и последующие годы пока не просматривается, на что ОФЗ также реагируют небольшим ростом.
Что касается влияния на предстоящее заседание ЦБ, то, с нашей точки зрения, интригу относительно масштабов повышения ставки (на 25 или 50 б.п.) послание существенно не изменило: ЦБ, видимо, предпочтет дождаться деталей по бюджетной политике до корректировки своей позиции и изменения акцентов. Поэтому важны будут цифры по недельной инфляции и дальнейшее изменение геополитического фона.
Свежие комментарии