ЦБ в "Первом А". Школьников будут учить финансовой грамотности
Элементы финансовой грамотности будут изучаться во время таких предметов, как "Математика" и "Окружающий мир", а ученики старших классов во время изучения таких предметов, как "Обществознание", "Математика" и "География".
Как отмечается в сообщении для прессы, опубликованном на сайте ЦБ, школьников собираются учить безопасному ведению финансовых операций в интернете. Впоследствии уже в старших классах они должны будут научиться "оценкам рисков предпринимательской деятельности".
В задачах по математике появятся упражнения, связанные с реальными финансовыми ситуациями, школьников будут также учить самостоятельно заполнять различные финансовые документы. В ЦБ разъяснили, что учить школяров осваивать новые стандарты начнут с 1 сентября 2022 года, однако если родители не против, часть стандартов будет внедряться с 2021 года.
Как отмечает зампред председателя Банка России Сергей Швецов, "правильные навыки обращения с финансами должны закладываться с самого детства, со школы". Про слова чиновника, определенные элементы финансовой грамотности включают в программу 86% российских учебных заведений.
Стоит отметить, что идея прививать детям основы финансовой грамотности давно была у Алексея Кудрина, в бытность его главой Минфина России. Тогда подобные проекты проводились в качестве пилотных в различных регионах страны. "Обучать финансовой грамотности нужно с начальных классов", - говорил Кудрин.
Собственную программу обучения финансовой грамотности проводит и "Финам". Как рассказывала ранее аналитик учебного центра "ФИНАМ" Юлия Афанасьева, хотя курс был рассчитан на взрослых, с ним знакомили и старших школьников: "Все, что касается накопления и приумножения капитала, у подростков заходит на ура. Удивительно, у многих уже есть цели финансового плана, и робкие, не фантазийные варианты их достижения. Им просто не хватает расчетов. Часто они планируют инвестиции, но когда-нибудь, уже после того как реализуют цели своего финансового плана, заработав на них на основной работе. У них наступает удивительное прозрение, когда поясняешь, что инвестиции с ранних лет могут ускорить этот процесс".
Приветствует начинания ЦБ и профессор базовой кафедры инфраструктуры финансовых рынков ВШЭ Евгений Коган, однако отмечает, что главным здесь должна быть подготовка учителей: "Учитель может качественно учить лишь тогда и в том случае, когда он в состоянии донести все эти моменты до детей, просто и доходчиво. В бюджете на образование все это у нас заложено? Методики обучения учителей уже разработаны? Преподаватели, способные дать необходимые знания нашим педагогам, уже набраны? Вопросов гораздо больше, в действительности", -написал эксперт на своей странице в Facebook.
Социолог Анна Кулешова, соавтор книги "Родительство 2.0. Почему современные родители должны разбираться во всем?" считает обучение финансовой грамотности "полезной инициативой". Однако главный фактор, по ее мнению, - это учителя: "В одном учебном заведении преподавать этот предмет станут адекватно подготовленные учителя, а в другом вместо финансовой̆ грамотности ученикам преподнесут компот из стереотипов, - это может стать проблемой. Сложно научить играть в шахматы, если ты не шахматист, трудно научить финансовой грамотности, если ты не финансист. Любое иллюзорное и фрагментарное представление лишь ведет в заблуждение и сформирует искаженное представление. Было бы здорово знать, проводилась ли оценка по тому, хватает ли школам ресурсов на реализацию задумки? Или это должно стать очередной недоплачиваемой повинностью учителей…"
Однако учителям похоже не стоит слишком волноваться: "Речь не идет о введении нового предмета, и это не приведет к повышению часовой допустимой нагрузки на ребят", -заявили в Минпросвящении.
Школьники грамотны, но деньги в копилке
Российские школьники в вопросах финансовой грамотности уже выглядят не хуже европейских подростков. По данным проведенного в 2018 году исследования Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), результаты российских школьников по финансовой грамотности улучшились на 9 пунктов по сравнению с 2012 годом. Исследование проводилось в рамках Programme for International Student Assessment (PISA) среди школьников разных стран. "В целом, российские обучающиеся показали результаты, сопоставимые со странами ОЭСР", -отмечали в Рособрнадзоре.
В исследовании PISA также констатировали, что российские подростки активно начинают заниматься финансовыми операциями: у 50% из них есть банковская карта, 32% имеют счет в банке и совершают небольшие банковские операции.
Почти 90% опрошенных российских школьников имеют личные сбережения, большинство из них хранят деньги в копилке, почти каждый четвертый - на карте с процентом на остаток, а инвестируют средства 7%. Такие выводы следуют из имеющихся в распоряжении ТАСС результатов опроса, который провела международная образовательная компания "ЯКласс".
Что же касается европейских стран, то в некоторых из них уроки финансовой грамотности на постоянной основе стали также проводить не так давно: "В настоящее время финансовая грамотность теоретически является частью школьной программы по всей Великобритании, но на практике она носит разрозненный характер, как и в большинстве стран мира", - писало в ноябре 2020 года издание Financial Times.
Прошлым летом в школах Англии, Шотландии и Уэлса появился курс "Деньги, и я", где младших и старших школьников обучают основам обращения с финансами. Курс состоит из 12 уроков, на которых школьникам рассказывают о различных аспектах финансовой грамотности в доступной форме.
Cоавторами программы выступил Банк Англии совместно с несколькими финансовыми организациями. Занятия стали проводить в игровой форме используя придуманных героев, так как согласно опросу, только четверть (27%) детей в Великобритании интересуются темой финансов, когда им рассказывают о ней в школе.
Многие эксперты бьют тревогу: финансовая неграмотность, а точнее безграмотность многих американцев, становится проблемой студенческих долгов в будущем. И заявление о том, что они будут отменены сделали демократа Берни Сандерса кумиром американской молодежи и кандидатом в президенты США.
В России же надеются, что грамотные школьники помогут научиться финансовой грамотности своих бабушек и дедушек, многие из которых финансовую грамоту познавали в лучшем случае по игре "Монополия" в эпоху перестройки. В худшем - по книге "Золотой ключик", где главный герой польстился на щедрые обещания мошенников, вложив свои деньги в "поле чудес", да еще и в "стране дураков".
Свежие комментарии