На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Finam

3 764 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Козлов
    Вывод - значит в США всё не так уж всё плохо, как нам пытаются представить.Лучше ожиданий. В...
  • Лариса Поплавская
    Эта статья говорит о бессилии  Росии, что-либо сделать в сложившейся ситуации. На нас наплевали растерли.  Они видите...В ближайшее время...
  • петр кузнецов
    опять с протянутой рукой,может надо начинать думать как самим решать вопросы с оплатой дело то долгое....Россия призвала З...

Как будет работать НПДИ для металлургов, если цены металлов пойдут вниз?

При увеличении НДПИ для металлургов разумно было бы использовать демпферный механизм

Как сообщила газета "Коммерсант", Минфин в пакете документов в рамках планирования бюджета на 2022 год обозначил предложения по росту НДПИ для металлургических компаний. В проекте "Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов", с которым ознакомился “Ъ”, сказано, что в мировой практике уровень изъятия горной ренты при добыче твердых полезных ископаемых составляет 3-5% от их выручки, тогда как в России не превышает 1-2%.

Стремление Минфина пополнить казну за счет увеличения НДПИ для металлургических компаний вполне объяснимо. Нефть, похоже, надолго обосновалась на текущих уровнях, и если будет с них уходить, то вряд ли надолго и вряд ли вверх. А это практически половина валютных поступлений от российского экспорта.

Собираемость налогов для увеличения доходной части бюджета близка к физическому пределу (по крайней мере, в текущих экономических условиях), а вот расходы государства растут. И помимо сугубо объективных требований по балансировке бюджета после крайне тяжелого для экономики страны 2020-го года и не совсем благополучного 2021-го (еще непонятно, чем он в итоге закончится), есть еще ряд неожиданно возникших статей весьма весомых расходов.

Изображение

Речь в первую очередь о социальной поддержке населения и адресной помощи наиболее нуждающимся категориям россиян. Напомним, что только за август-сентябрь этого года дополнительные расходы на эти нужды составили порядка 700 млрд рублей (203- выплаты на школьников, 430 - доплаты пенсионерам, 70 - выплаты "силовикам"). Расходы, изначально в бюджет не заложенные (по первоначальному плану расходы в 2021-м году должны составить около 21,5 трлн рублей).

Так что только за август-сентябрь внеплановые траты составят 3,27% от расходной части бюджета.

Как тут не поискать новые ресурсы для обещанного вывода бюджета страны в профицит и фондирования заявленных социальных программ? Тем более, что цены на металлы ставят в этом году очередные рекорды. Спасибо Китаю, который, восстанавливаясь после пандемии, готов покупать сколько угодно, все что угодно и практически по любой цене. А также Гвинее, являющейся мировым лидером по производству бокситов, из-за событий в которой стоимость алюминия за три месяца поднялась с $2400 до $3000 за тонну (правда, сейчас наблюдается незначительная коррекция. Но сейчас она, скорее, техническая. И до тех пор, пока инвесторы не убедятся, что новые власти страны не собираются сокращать добычу и экспорт, цены на алюминий будут оставаться высокими).

А теперь давайте оценим финансовые показатели крупнейших отечественных металлургических корпораций:

- НЛМК: Выручка за 6 месяцев увеличилась на 51%, до $7,0 млрд. Чистая прибыль за этот период выросла в 5,8 раза - до $2,1 млрд. Во втором квартале выручка компании увеличилась на 90% год к году.

- ММК: Выручка увеличилась за 2 квартал 2021 года к прошлому кварталу на 49%, составив $3 255 млн. Чистая прибыль ММК увеличилась за 1 полугодие 2021 года в 8 раз.

- "РУСАЛ": Выручка в первом полугодии увеличилась на 35,7% и составила $5,449 млрд. Чистая прибыль составила $2,018 млрд. EBITDA выросла в шесть раз- до $1,315 млрд.

- "Мечел": Чистая прибыль выросла за 1 полугодие 2021 года в 3 раза и составила 184,9 млрд рублей.

И так далее (продолжать можно долго).

При этом Минфин обратил внимание на то, что в других странах, менее богатых в части твердых полезных ископаемых, уровень изъятия горной ренты составляет 3-5% от их выручки против наших 1-2%. Если учесть, что основная задача данного ведомства по возможности более быстро наполнять казну (и, конечно, экономить средства при их расходовании), неудивительно, что первое, что должно прийти в голову соответствующим экспертам и чиновникам - это увеличить налоговую нагрузку на тех, кто в силу благоприятно сложившейся внешней конъюнктуры получает сейчас сверхприбыли. И, пожалуй, в свете решаемых правительством сейчас задач, это выглядит разумным или, по крайней мере, объяснимым.

Насколько в итоге будет увеличен НДПИ, пока неизвестно, но если предположить, что примерно в 2-2,5 раза (чтобы "подтянуться" до мирового уровня в этом вопросе), то при желании можно оценить и увеличение издержек любой из металлургических компаний, благо отчетность есть в любых открытых источниках. Равно как и подсчитать падение чистой прибыли за счет роста фискальной нагрузки. Вопрос лишь в том, каков будет механизм практического применения выросшего НДПИ с учетом того, что цены на металлы могут пойти и вниз. Разумно было бы использовать гибкий демпферный механизм, который позволял бы изымать повышенную горную ренту при высоких ценах, снижая ее в случае, если стоимость металлов начнет заметно корректироваться.

 

Ссылка на первоисточник
наверх