Изменение формулы демпфера будет выгодно для российских нефтеперерабатывающих компаний
Правительство рассматривает изменения формулы демпфера для бензина и дизельного топлива на фоне роста цен на нефть
Согласно последним сообщениям СМИ, правительство России рассматривает поправки к формуле демпфера на моторное топливо.
Механизм демпфера был введен в 2019 г. для сдерживания повышения внутренних цен на бензин и дизельное топливо в условиях растущих цен на нефть.В начале текущего года российские нефтяные компании обратились к правительству с просьбой изменить формулу демпфера. Более высокие цены на нефть вкупе со слабым рублем привели к повышению внутренних оптовых цен на топливо, оказывая давление на рентабельность розничного бизнеса.
Предлагаемые изменения должны быть выгодны российским нефтеперерабатывающим компаниям: при прочих равных корректировки, по нашим оценкам, могут увеличить налоговые субсидии сектора на 42 млрд руб. в 2021 г. и на 116 млрд руб. в 2022 г. Самый существенный выигрыш получат компании с большой долей переработки (в % от нефтедобычи) и значительными поставками топлива на внутренний рынок, в частности Газпром нефть.
Внутренние ценовые ориентиры будут снижены, что увеличит налоговую субсидию
Демпфер представляет собой частичную компенсацию разницы между экспортными нетбэками и внутренними индикативными ценами на бензин и дизельное топливо. Общая формула выглядит следующим образом:
Демпфер = 0,68 x [экспортный нетбэк на бензин - индикативная цена на бензин] x объем реализации бензина + 0,65 х [экспортный нетбэк на дизельное топливо - индикативная цена на дизельное топливо] x объем реализации дизельного топлива.
Формула демпфера работает в обоих направлениях. Если цены на нефть растут и экспортные нетбэки превышают индикативные цены, нефтепереработчики получают налоговую субсидию. Если цена на нефть падает и экспортные нетбэки опускаются ниже уровня индикативных цен, нефтепереработчики платят дополнительные налоги.
По сообщению Интерфакса, предлагаемые поправки к формуле демпфера включают (Таблица 1):
Снижение индикативной цены на бензин на ~5% относительно старой формулы до 53 600 руб./т на период с мая по декабрь 2021 г. Индикативная цена на дизельное топливо в этот период останется неизменной. С 1 января 2022 г. индикативные цены как на бензин, так и на дизельное топливо будут проиндексированы на ~3%, вместо ранее планируемых ~5%.Рассчитывая на восстановление спроса на топливо в России, мы оцениваем объем поставки бензина и дизельного топлива на внутренний рынок в 2021 г. и 2022 г. на уровне 34-35 млн т и 38-39 млн т соответственно. При прочих равных корректировки демпфера увеличат налоговые субсидии отрасли примерно на 42 млрд руб. в 2021 г. и на 116 млрд руб. - в 2022 г
Предлагаемые корректировки ценовых ориентиров на бензин и дизельное топливо в формуле демпфера, руб./т
1Н19 2Н19 2019 2020 г/г янв-апр 2021 мар-дек 2021П 2021П г/г 2022П г/г Индикативная цена на бензин: Текущая формула 56000 51000 53500 53600 0,20% 56300 56300 56300 5,00% 59000 4,80% Предлагаемый ориентир 53600 54500 1,70% 55208 1,30% Разница -2700 -3792 Индикативная цена на дизельное топливо: Текущая формула 50000 46000 48000 48300 0,60% 50700 50700 50700 5% 53250 5% Предлагаемый ориентир 50700 50700 5% 52221 3% Разница 0 -1029Больше всех выиграет "Газпром нефть", меньше всех - "Сургутнефтегаз". Основными бенефициарами предложенных корректировок к формуле демпфера должны стать нефтяные компании с большой долей переработки (в % от нефтедобычи) и значительными поставками топлива на внутренний рынок, в частности Газпром нефть.
Газпром нефть перерабатывает около 60% своей нефтедобычи в России и реализует 70% нефтепродуктов на внутреннем рынке. По нашим оценкам, потенциальный эффект от предложенных поправок на EBITDA Газпром нефти в 2021-2022 гг. составит до 5% (Таблица 2).
Затем следуют Роснефть, Татнефть и ЛУКОЙЛ с потенциальным эффектом на EBITDA на уровне 2-3%. У Роснефти и ЛУКОЙЛа достаточно высокая доля нефтепереработки (около 45-55% от нефтедобычи), и на внутренний рынок компании поставляют ~40-60% производимых нефтепродуктов. Доля нефтепереработки в добыче Татнефти сравнительно мала (~30% добычи нефти), но доля продажи нефтепродуктов в России - существенная (~65%).
Сургутнефтегаз наименее чувствителен к предложенным изменениям из-за низкого отношения объемов переработки к нефтедобыче (~30%) и экспортной направленности нефтеперерабатывающего сегмента (80% нефтепродуктов экспортируется). Потенциальный эффект на EBITDA компании оценивается в размере не более 1%.
Мы обращаем внимание на то, что наши оценки носят предварительный характер и зависят от окончательных детальных формулировок нового законодательства.
Оценка эффекта от изменений формулы демпфера для российских нефтяных компаний
Поставки на внутренний рынок 2020П, млн т Оценка эффекта для EBITDA, млрд руб. бензин % общего объема Дизтопливо % общего объема 2021П % EBITDA 2022П % EBITDA Роснефть 14,5 41% 15,4 40% 16,6 1% 47,7 3% Газпром нефть 8,9 25% 8,3 21% 10,8 2% 28,4 5% ЛУКОЙЛ 7,4 21% 6,4 17% 8,6 1% 23,4 2% Татнефть 1,3 4% 2,8 7% 1,8 1% 5,3 3% Сургутнефтегаз 0,6 2% 1,8 5% 0,8 0,20% 2,9 1% Прочие 2,3 6% 4,2 11% 2,9 8,6 Россия 35 100% 38,9 100% 41,5 116,3
Свежие комментарии