На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Finam

3 771 подписчик

Свежие комментарии

  • Владимир Козлов
    Вывод - значит в США всё не так уж всё плохо, как нам пытаются представить.Лучше ожиданий. В...
  • Лариса Поплавская
    Эта статья говорит о бессилии  Росии, что-либо сделать в сложившейся ситуации. На нас наплевали растерли.  Они видите...В ближайшее время...
  • петр кузнецов
    опять с протянутой рукой,может надо начинать думать как самим решать вопросы с оплатой дело то долгое....Россия призвала З...

ФРС может объявить о подготовке к началу сокращения QE

ФРС значительно улучшила прогнозы для экономики США
ФРС значительно улучшила прогнозы для экономики США
ФРС значительно улучшила прогнозы для экономики США, но решения будет принимать, ориентируясь на реальный прогресс. На заседании 16-17 марта ФРС ожидаемо сохранила ставку в диапазоне 0-0,25% и объемы покупки активов, решение принято единогласно. Прогнозы экономического роста и инфляции на 2021 г. по сравнению с декабрьскими значительно повышены, а безработицы снижены, однако средний прогноз траектории процентной ставки по-прежнему предполагает ее сохранение на нулевом уровне до конца 2023 г. При этом число членов комитета, ожидающих начала ее повышения в 2022 г. и в 2023 г. увеличилось по сравнению с итогами декабрьского заседания.

Решение было полностью ожидаемо рынком, основная интрига была в ожиданиях комментариев на пресс-конференции Пауэлла относительно возможно более ранних сроков начала нормализации ультрамягкой ДКП на фоне значительного улучшения прогнозов роста американской экономики и роста инфляционных ожиданий, усиленных принятым на днях новым пакетом поддержки экономики на $1,9 трлн.

Котировки фьючерсов перед заседанием закладывали в ожидания первые повышения ставки в марте 2023 г. или даже в конце 2022 г. Опросы аналитиков указывали на оценку вероятности сокращения объемов покупки облигаций либо до конца этого года, либо с начала 2022 г. Кроме того, участники рынка ждали комментариев Пауэлла относительно быстрого роста доходностей американских гособлигаций (вчера доходность UST-10 приблизилась к 1,7%) - насколько это беспокоит ФРС и при каких условиях центробанк может начать контролировать кривую доходности гособлигаций с помощью увеличения объемов покупки долгосрочных бумаг или операции Twist (дополнительные покупки долгосрочных бумаг при одновременных продажах краткосрочных). В принципе, Пауэлл уже давал ответы на эти вопросы, выступая в Конгрессе США в феврале и на онлайн конференции в начале марта. Сейчас он подтвердил и дополнительно раскрыл эти тезисы - сворачивать монетарную поддержку рано, решения будут приниматься на основе фактических данных, а не прогнозов и четко коммуницироваться рынку заблаговременно.

Первая реакция рынков была позитивной - доходность UST-10 отступила от более чем годового максимума, курс доллара ослаб, индексы S&P500 и Dow Jones обновили рекорды. Однако в дальнейшем рост доходностей UST на фоне ожиданий более высоких темпов роста экономики и инфляции может продолжиться. Главной проблемой, на наш взгляд, остается отсутствие количественных критериев и "существенного прогресса", и инфляции "умеренно выше 2% в течение некоторого времени", и доходности UST, угрожающей нежелательным ужесточением финансовых условий.

Изменения прогнозов по сравнению с декабрьскими. ФРС ждет в 2021 г. максимального темпа роста экономики с 1983 г., временного превышения инфляцией 2% и снижения в будущем году безработицы к докризисному уровню. ФРС повысила прогноз роста американской экономики на 2021 г. с 4,2% (декабрь) до 6,5%, на 2022 г. с 3,2% до 3,3%, на 2023 г. прогноз снижен с 2,4% до 2,2%, на долгосрочную перспективу - сохранен на уровне 1,8%.

Согласно опросам, рынок ожидал менее сильного повышения прогноза роста ВВП на этот год - до 5,8%. По инфляции (индекс PCE) прогноз на 2021 г. повышен с 1,8% до 2,4%, на 2022 г. с 1,9% до 2%, на 2023 г. - с 2% до 2,1%, на долгосрочную перспективу сохранен на уровне 2%. Прогноз роста потребительских цен без учета стоимости продуктов питания и энергоносителей (индекс Core PCE) на 2021 год повышен с 1,8% до 2,2%, на 2022 год - с 1,9% до 2%, на 2023 год - до 2,1% с 2%. Прогноз безработицы на текущий год снижен с 5% до 4,5%, на будущий год с 4,2% до 3,9%, на 2023 г. с 3,7% до 3,5%. Долгосрочный прогноз безработицы снижен с 4,1% до 4%. Также, как и в декабре, точечный график индивидуальных прогнозов руководства ФРС по процентной ставке предполагает в среднем сохранение ее в диапазоне 0-0,25%, как минимум, до конца 2023 г. При этом из 18 участников опроса ни один не прогнозирует повышения ставки в этом году, но на ближайшие годы число ожидающих повышения ставки увеличилось по сравнению с декабрем (в 2022 г. с 1 до 4, в 2023 г. с 5 до 7).

Текст заявления не сильно изменен по сравнению с январским. В январе утверждалось, что темпы восстановления экономической активности и занятости в последние месяцы замедлились - сейчас говорится, что они развернулись вверх, однако в секторах, наиболее пострадавших от пандемии, сохраняется слабость. В отношении инфляции в январе сообщалось, что слабый спрос и низкие цены на нефть удерживают ее на низком уровне - сейчас просто констатируется, что она остается ниже 2%. ФРС по-прежнему считает целесообразным сохранять ставки в текущем диапазоне до тех пор, пока условия на рынке труда не будут соответствовать условиям максимальной занятости, а инфляция не достигнет 2% и не будет стремиться к умеренному превышению этого уровня в течение некоторого времени. ФРС продолжит наращивать вложения в гособлигации (US Treasuries) не менее чем на $80 млрд и в ипотечные бумаги не менее чем на $40 млрд в месяц, "пока не будет достигнут существенный прогресс в достижении целей комитета по максимальной занятости и стабильности цен".

По словам Пауэлла, американская экономика восстанавливается после кризиса, вызванного пандемией коронавируса, быстрее, чем ожидалось, хотя восстановление идет неравномерно и далеко от завершения. Потребление товаров заметно выросло в начале года, но потребление услуг, особенно контактных, остается слабым из-за социального дистанцирования. После слабых результатов по рынку труда в предыдущие 3 месяца, за февраль число новых рабочих мест сильно увеличилось (+379К), в результате сфера развлечений и гостиничный бизнес смогли вернуть 2/3 рабочих мест, потерянных в декабре-январе. Однако число занятых в экономике еще на 9,5 млн ниже, чем до пандемии. Снижение числа новых случаев заражений и госпитализаций, прогресс в вакцинации, бюджетные стимулы способствуют значительному улучшению прогнозов на этот год, но сворачивать стимулирующую политику пока рано.

Пауэлл вновь назвал условия для повышения ставки - 1) возвращение к максимальной занятости в наиболее широком, инклюзивном смысле, которая измеряется не только общим уровнем безработицы, но и множеством параметров - отношением численности рабочей силы к общей численности трудоспособного населения, заметно снизившемся с начала пандемии, динамикой зарплат, темпами создания новых рабочих мест, сокращением усиленных пандемией диспропроций в уровне безработицы среди различных социальных и этнических групп (для афроамериканского и испаноязычного населения она существенно выше). Поэтому даже прогнозируемый низкий уровень безработицы в 2022-23 гг. не означает достижения максимальной занятости. 2) повышение инфляции устойчиво до 2% со стремлением к временному превышению этого уровня в течение какого-то времени (пока она ниже 2%, ожидаемое временное превышение этого уровня в течение 2021 г. "не считается", а прогноз на 2022 г. предполагает ее возвращение к 2%). Разброс прогнозов сроков начала повышения ставки в точечном графике dot plot отражает расхождения не в критериях, а в индивидуальных прогнозах сроков достижения этих условий. Большинство членов комитета, по его словам, на данный момент ждет сохранения ставки вблизи нуля в течение 3-х лет, но все будет зависеть от экономических данных.

Ключевое отличие нового подхода ФРС к ДКП от прежнего - решения как по повышению ставки, так и по сокращению объемов QE будут приниматься на основе реальных экономических данных, а не прогнозов (превентивно). Для повышения ставки необходимым условием является достижение целей, для начала сокращения QE - существенный прогресс в приближении к ним. При этом когда ФРС увидит, что условия достигнуты, о подготовке к снижению объемов покупок бумаг рынку будет дан сигнал заблаговременно. Главной проблемой, на наш взгляд, остается отсутствие количественных критериев и "существенного прогресса", и инфляции "умеренно выше 2% в течение некоторого времени", и доходности UST, угрожающей нежелательным ужесточением финансовых условий.

ФРС ожидает заметного ускорения инфляции в ближайшие месяцы (с марта), но считает его временным. Во-первых, на него повлияет эффект низкой базы инфляции прошлого года, во-вторых, инфляция издержек из-за дефицита предложения, в-третьих - ожидаемое увеличение потребительских расходов по мере открытия экономики (потребители будут активнее перемещаться и тратить сбережения, накопленные во время пандемии). Однако долгосрочные инфляционные ожидания надежно заякорены вблизи 2%, что позволяет ФРС сохранять низкие ставки, чтобы достичь максимальной занятости, не опасаясь спровоцировать высокую инфляцию. Между тем, рыночные инфляционные ожидания ("вмененная инфляция", breakeven rates) уже заметно превышают 2% таргет, на 10-летнем горизонте достигнув 2,31%, а на 5-летнем 2,64%.

Пауэлл вновь повторил, что рост доходностей госбумаг не вызывает опасений, поскольку общие финансовые условия остаются благоприятными. Опасения могло бы вызвать хаотичные изменения на финансовых рынках и устойчивое нежелательное ужесточение финансовых условий для населения и бизнеса. Действующие механизмы (программа покупки госбумаг и бумаг ипотечных агентств) сейчас достаточны, при необходимости они могут быть скорректированы.

По словам Пауэлла, решение относительно норматива SLR для банков (supplemental leverage ratio) для банков будет объявлено в ближайшие дни. В прошлом году были приняты временные послабления для банков в этом нормативе, позволяющие не учитывать вложения в гособлигации и некоторые виды депозитов при расчете левериджа, они по плану завершаются 31 марта 2021 г. Если они не будут продлены, банкам придется сократить вложения в гособлигации. Ожидания этого могли оказывать дополнительное давление на цены гособлигаций в последние недели.

Таким образом, ФРС подтвердила, что пока не готова думать о сокращении масштабов стимулирующей политики, и первая реакция рынков была позитивной. Однако мы полагаем, что в отсутствие намерений ФРС сдерживать рост доходностей UST их движение вверх может продолжиться. Позже в течение года, когда сильные прогнозы ФРС по росту экономики и снижению безработицы начнут реализовываться, а инфляция превысит 2%, мы полагаем, что ФРС все же может объявить о подготовке к началу сокращения QE, и это может оказать давление на цены рисковых активов.

ФРС значительно улучшила прогнозы для экономики США
ФРС значительно улучшила прогнозы для экономики США
ФРС значительно улучшила прогнозы для экономики США, но решения будет принимать, ориентируясь на реальный прогресс. На заседании 16-17 марта ФРС ожидаемо сохранила ставку в диапазоне 0-0,25% и объемы покупки активов, решение принято единогласно. Прогнозы экономического роста и инфляции на 2021 г. по сравнению с декабрьскими значительно повышены, а безработицы снижены, однако средний прогноз траектории процентной ставки по-прежнему предполагает ее сохранение на нулевом уровне до конца 2023 г. При этом число членов комитета, ожидающих начала ее повышения в 2022 г. и в 2023 г. увеличилось по сравнению с итогами декабрьского заседания.

Решение было полностью ожидаемо рынком, основная интрига была в ожиданиях комментариев на пресс-конференции Пауэлла относительно возможно более ранних сроков начала нормализации ультрамягкой ДКП на фоне значительного улучшения прогнозов роста американской экономики и роста инфляционных ожиданий, усиленных принятым на днях новым пакетом поддержки экономики на $1,9 трлн.

Котировки фьючерсов перед заседанием закладывали в ожидания первые повышения ставки в марте 2023 г. или даже в конце 2022 г. Опросы аналитиков указывали на оценку вероятности сокращения объемов покупки облигаций либо до конца этого года, либо с начала 2022 г. Кроме того, участники рынка ждали комментариев Пауэлла относительно быстрого роста доходностей американских гособлигаций (вчера доходность UST-10 приблизилась к 1,7%) - насколько это беспокоит ФРС и при каких условиях центробанк может начать контролировать кривую доходности гособлигаций с помощью увеличения объемов покупки долгосрочных бумаг или операции Twist (дополнительные покупки долгосрочных бумаг при одновременных продажах краткосрочных). В принципе, Пауэлл уже давал ответы на эти вопросы, выступая в Конгрессе США в феврале и на онлайн конференции в начале марта. Сейчас он подтвердил и дополнительно раскрыл эти тезисы - сворачивать монетарную поддержку рано, решения будут приниматься на основе фактических данных, а не прогнозов и четко коммуницироваться рынку заблаговременно.

Первая реакция рынков была позитивной - доходность UST-10 отступила от более чем годового максимума, курс доллара ослаб, индексы S&P500 и Dow Jones обновили рекорды. Однако в дальнейшем рост доходностей UST на фоне ожиданий более высоких темпов роста экономики и инфляции может продолжиться. Главной проблемой, на наш взгляд, остается отсутствие количественных критериев и "существенного прогресса", и инфляции "умеренно выше 2% в течение некоторого времени", и доходности UST, угрожающей нежелательным ужесточением финансовых условий.

Изменения прогнозов по сравнению с декабрьскими. ФРС ждет в 2021 г. максимального темпа роста экономики с 1983 г., временного превышения инфляцией 2% и снижения в будущем году безработицы к докризисному уровню. ФРС повысила прогноз роста американской экономики на 2021 г. с 4,2% (декабрь) до 6,5%, на 2022 г. с 3,2% до 3,3%, на 2023 г. прогноз снижен с 2,4% до 2,2%, на долгосрочную перспективу - сохранен на уровне 1,8%.

Согласно опросам, рынок ожидал менее сильного повышения прогноза роста ВВП на этот год - до 5,8%. По инфляции (индекс PCE) прогноз на 2021 г. повышен с 1,8% до 2,4%, на 2022 г. с 1,9% до 2%, на 2023 г. - с 2% до 2,1%, на долгосрочную перспективу сохранен на уровне 2%. Прогноз роста потребительских цен без учета стоимости продуктов питания и энергоносителей (индекс Core PCE) на 2021 год повышен с 1,8% до 2,2%, на 2022 год - с 1,9% до 2%, на 2023 год - до 2,1% с 2%. Прогноз безработицы на текущий год снижен с 5% до 4,5%, на будущий год с 4,2% до 3,9%, на 2023 г. с 3,7% до 3,5%. Долгосрочный прогноз безработицы снижен с 4,1% до 4%. Также, как и в декабре, точечный график индивидуальных прогнозов руководства ФРС по процентной ставке предполагает в среднем сохранение ее в диапазоне 0-0,25%, как минимум, до конца 2023 г. При этом из 18 участников опроса ни один не прогнозирует повышения ставки в этом году, но на ближайшие годы число ожидающих повышения ставки увеличилось по сравнению с декабрем (в 2022 г. с 1 до 4, в 2023 г. с 5 до 7).

Текст заявления не сильно изменен по сравнению с январским. В январе утверждалось, что темпы восстановления экономической активности и занятости в последние месяцы замедлились - сейчас говорится, что они развернулись вверх, однако в секторах, наиболее пострадавших от пандемии, сохраняется слабость. В отношении инфляции в январе сообщалось, что слабый спрос и низкие цены на нефть удерживают ее на низком уровне - сейчас просто констатируется, что она остается ниже 2%. ФРС по-прежнему считает целесообразным сохранять ставки в текущем диапазоне до тех пор, пока условия на рынке труда не будут соответствовать условиям максимальной занятости, а инфляция не достигнет 2% и не будет стремиться к умеренному превышению этого уровня в течение некоторого времени. ФРС продолжит наращивать вложения в гособлигации (US Treasuries) не менее чем на $80 млрд и в ипотечные бумаги не менее чем на $40 млрд в месяц, "пока не будет достигнут существенный прогресс в достижении целей комитета по максимальной занятости и стабильности цен".

По словам Пауэлла, американская экономика восстанавливается после кризиса, вызванного пандемией коронавируса, быстрее, чем ожидалось, хотя восстановление идет неравномерно и далеко от завершения. Потребление товаров заметно выросло в начале года, но потребление услуг, особенно контактных, остается слабым из-за социального дистанцирования. После слабых результатов по рынку труда в предыдущие 3 месяца, за февраль число новых рабочих мест сильно увеличилось (+379К), в результате сфера развлечений и гостиничный бизнес смогли вернуть 2/3 рабочих мест, потерянных в декабре-январе. Однако число занятых в экономике еще на 9,5 млн ниже, чем до пандемии. Снижение числа новых случаев заражений и госпитализаций, прогресс в вакцинации, бюджетные стимулы способствуют значительному улучшению прогнозов на этот год, но сворачивать стимулирующую политику пока рано.

Пауэлл вновь назвал условия для повышения ставки - 1) возвращение к максимальной занятости в наиболее широком, инклюзивном смысле, которая измеряется не только общим уровнем безработицы, но и множеством параметров - отношением численности рабочей силы к общей численности трудоспособного населения, заметно снизившемся с начала пандемии, динамикой зарплат, темпами создания новых рабочих мест, сокращением усиленных пандемией диспропроций в уровне безработицы среди различных социальных и этнических групп (для афроамериканского и испаноязычного населения она существенно выше). Поэтому даже прогнозируемый низкий уровень безработицы в 2022-23 гг. не означает достижения максимальной занятости. 2) повышение инфляции устойчиво до 2% со стремлением к временному превышению этого уровня в течение какого-то времени (пока она ниже 2%, ожидаемое временное превышение этого уровня в течение 2021 г. "не считается", а прогноз на 2022 г. предполагает ее возвращение к 2%). Разброс прогнозов сроков начала повышения ставки в точечном графике dot plot отражает расхождения не в критериях, а в индивидуальных прогнозах сроков достижения этих условий. Большинство членов комитета, по его словам, на данный момент ждет сохранения ставки вблизи нуля в течение 3-х лет, но все будет зависеть от экономических данных.

Ключевое отличие нового подхода ФРС к ДКП от прежнего - решения как по повышению ставки, так и по сокращению объемов QE будут приниматься на основе реальных экономических данных, а не прогнозов (превентивно). Для повышения ставки необходимым условием является достижение целей, для начала сокращения QE - существенный прогресс в приближении к ним. При этом когда ФРС увидит, что условия достигнуты, о подготовке к снижению объемов покупок бумаг рынку будет дан сигнал заблаговременно. Главной проблемой, на наш взгляд, остается отсутствие количественных критериев и "существенного прогресса", и инфляции "умеренно выше 2% в течение некоторого времени", и доходности UST, угрожающей нежелательным ужесточением финансовых условий.

ФРС ожидает заметного ускорения инфляции в ближайшие месяцы (с марта), но считает его временным. Во-первых, на него повлияет эффект низкой базы инфляции прошлого года, во-вторых, инфляция издержек из-за дефицита предложения, в-третьих - ожидаемое увеличение потребительских расходов по мере открытия экономики (потребители будут активнее перемещаться и тратить сбережения, накопленные во время пандемии). Однако долгосрочные инфляционные ожидания надежно заякорены вблизи 2%, что позволяет ФРС сохранять низкие ставки, чтобы достичь максимальной занятости, не опасаясь спровоцировать высокую инфляцию. Между тем, рыночные инфляционные ожидания ("вмененная инфляция", breakeven rates) уже заметно превышают 2% таргет, на 10-летнем горизонте достигнув 2,31%, а на 5-летнем 2,64%.

Пауэлл вновь повторил, что рост доходностей госбумаг не вызывает опасений, поскольку общие финансовые условия остаются благоприятными. Опасения могло бы вызвать хаотичные изменения на финансовых рынках и устойчивое нежелательное ужесточение финансовых условий для населения и бизнеса. Действующие механизмы (программа покупки госбумаг и бумаг ипотечных агентств) сейчас достаточны, при необходимости они могут быть скорректированы.

По словам Пауэлла, решение относительно норматива SLR для банков (supplemental leverage ratio) для банков будет объявлено в ближайшие дни. В прошлом году были приняты временные послабления для банков в этом нормативе, позволяющие не учитывать вложения в гособлигации и некоторые виды депозитов при расчете левериджа, они по плану завершаются 31 марта 2021 г. Если они не будут продлены, банкам придется сократить вложения в гособлигации. Ожидания этого могли оказывать дополнительное давление на цены гособлигаций в последние недели.

Таким образом, ФРС подтвердила, что пока не готова думать о сокращении масштабов стимулирующей политики, и первая реакция рынков была позитивной. Однако мы полагаем, что в отсутствие намерений ФРС сдерживать рост доходностей UST их движение вверх может продолжиться. Позже в течение года, когда сильные прогнозы ФРС по росту экономики и снижению безработицы начнут реализовываться, а инфляция превысит 2%, мы полагаем, что ФРС все же может объявить о подготовке к началу сокращения QE, и это может оказать давление на цены рисковых активов.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх